Весь мир — в ложке

Интересные и познавательные экспонаты представляет новая выставка
В Белгородском историко-краеведческом музее открылась выставка «Ложки собираем — мир изучаем», представляющая коллекцию декоративных ложек из фондов Валуйского историко-художественного музея.
Ее подарил музею уроженец села Уразово Валуйского района, а ныне житель Санкт-Петербурга Вячеслав Мельников. В экспозиции есть ложки стран Азии и Африки, Европы, изготовленные в СССР и Российской Федерации, — как ручной работы, так и фабричного производства. Всего — 235 предметов. Различные по форме, предназначению, художественному исполнению, они являются увлекательными и познавательными экспонатами.
На Руси с незапамятных времен деревянная ложка была вполне привычным предметом. В 998 году, сразу после крещения, по приказу князя Владимира было велено есть не руками, а специальными приспособлениями. Самый распространенный материал для изготовления ложки на Руси — древесина. Многие века деревянная ложка считалась символом русских культурных традиций. Традиционно она вытесывалась (именно вытесывалась) из дерева, а инструментами при этом служили топор, нож и специальные резцы. Делали их из берёзы, ольхи, осины, но предпочтение отдавали клёну, древесина которого обладает высокими декоративными качествами.
Роспись деревянных ложек имела свои корни, привязывавшие их к той или иной местности. По рисунку можно сразу определить родину изделия. Техника росписи у каждого ложкаря была своя, но источником вдохновения всегда служили местные обычаи и традиции. Всемирную известность приобрело искусство хохломской росписи. Хохломские изделия делают из липы. Но не каждая липа подходит. Нужно знать, какое дерево выдержит обработку в печи и не растрескается.
Еще остались мастера ложечных дел, которые бережно хранят отцовские традиции и стараются научить молодых своему ремеслу. Поэтому есть надежда, что рукотворные деревянные ложки всегда будут встречаться в быту славян, сохраняя память о наших истоках. Выставка продолжит работу до 13 июля.
Елена КУПРИЯНОВА, младший научный сотрудник Белгородского историко-краеведческого музея
ФОТО Е. АМЕЛЬЧЕНКО

Exit mobile version