Орган, клавесин и карильон — три кита филармонии
Хозяин всех этих инструментов в белгородской филармонии — молодой музыкант Тимур Халиуллин. Его знают не только в Белгороде, но и по всей России, а также за рубежом. Лауреат международных конкурсов, в этом году он вошел в число стипендиатов Правительства РФ. Недавно Тимур пообщался с нами и рассказал о своей работе.
О профессии
Я начинал как пианист. Мне было интересно осваивать различные дополнительные инструменты, одним из которых однажды стал орган. Буквально на втором курсе консерватории я попал на факультатив по классу органа к заслуженному артисту России, заведующему кафедрой органа Санкт-Петербургской консерватории Даниэлю Зарецкому. Мне этот инструмент очень понравился, и я решил связать с ним свою жизнь, свой творческий путь.
О филармонии
Зал белгородской филармонии — один из самых лучших в России. Он изначально строился как органный зал, поэтому инструмент идеально звучит в тех акустических условиях, которые создали мастера. Органный зал у нас имеет высоту потолка 17 метров, при его создании использовались особенные материалы, которые отражают звук, и за счёт этого в зале получилась так называемая влажная акустика, в которой прекрасно звучит не только орган, но и сопровождающие его инструменты, хор, камерный оркестр.
О гастролях
Я выступаю не только в Белгороде, приходится ездить и в другие города. Недавно мы с музыкантами белгородской филармонии — мультиинструменталистом, духовиком Михаилом Пидручным и исполнителем на дудуке Кареном Вирабяном — вернулись с очень интересных гастролей. В филармониях Екатеринбурга, Челябинска, Барнаула, Кемерово, Самары, Пензы мы представили необычную программу, которую белгородские зрители уже слышали. Называется она «Орган и музыка народов мира», в ней сочетаются орган и разные народные инструменты. Я сделал вывод, что органные залы в разных филармониях тоже очень разные, как, в общем-то, и публика. Это был очень ценный опыт, и много новых впечатлений, которые мы мечтаем ещё раз получить, продолжив гастрольный тур.
О преподавании
С сентября 2014 года я начал преподавательскую деятельность. Сейчас под моим началом 13 студентов обучаются игре на органе и клавесине. Уроки проводятся либо в филармонии, либо в музыкальном колледже, для этого в колледже есть электронный репетиционный орган. Немногие знают, что у нас в Белгороде на самом деле два органа.
Студенты уже дали три концерта в белгородской филармонии. Один из них состоялся в декабре. Вход на него был открыт для всех желающих, и у нас был аншлаг. Зрители оставили множество восторженных отзывов.
У этих ребят такие возможности, которых не было у меня и у многих музыкантов России. Я даже рискну сказать, что нигде в России такого больше нет, чтобы филармония так тесно сотрудничала с вузом и предоставляла возможность для практики.
О «ножной» технике
Это один из видов органного исполнительства. Педальная техника специально развивается, но при этом не является в концертах главной. Мне хотелось сделать эксперимент и продвинуться немного вперед в плане исполнения, только с использованием ног. Так появилась моя программа «Виртуозная педаль», в которой весь концерт главенствует педальная клавиатура. Всё это смотрится действительно очень интересно, это напоминает педальный балет, публика всегда встречает такие номера бурными аплодисментами, поэтому обычно в каждый концерт я вставляю одно-два произведения для исполнения ногами. Многие композиторы специально пишут для органной педали, чтобы выразить драматизм, показать большую глубину музыкального произведения. Мои программы содержат как сочинения других композиторов, так и собственные произведения и переработки.
О передвижных колоколах
Я считаю, мобильный карильон, которым располагает Белгород — это наша гордость. Обычно колокола устанавливаются на башнях, на ратушах, звонницах, они стационарные, и чтобы услышать карильон, людям надо приходить в определённое место. Мы же обладаем уникальной возможностью возить звон колоколов в различные точки города и области, а в будущем, возможно, в различные точки России и ближнего зарубежья.
Вместе с карильоном в Белгород пришла традиция уличных воскресных концертов, когда люди приходят, садятся на лавочки и просто наслаждаются колокольным звоном. Это настоящие праздники, которые доступны всем горожанам, гуляющим в парке Победы в 13:00 в воскресенье.
О клавесине
Ещё один старинный представитель клавишных инструментов — клавесин — тоже есть в белгородской филармонии. Он появился за год до органа и долго молчал. Однажды я посодействовал тому, чтобы клавесин был перенесён в органный зал, сам его настроил, кое-какие детали починил, подтянул, и оказалось, что инструмент прекрасно звучит в акустике органного зала, подходит к интерьеру, вписывается в концертные программы. Там клавесин получил второе рождение. И в каждом концерте теперь хотя бы один-два номера я исполняю на этом инструменте.
Об экспериментах
Большая часть номеров в моих программах обычно вращается вокруг традиционного органа. Однако в каждый концерт я стараюсь включать различные эксперименты, расширяющие границы традиционного понимания органа как академического инструмента. К примеру, на прошедшем в декабре концерте, посвящённом Дню рождения органа, у нас был балет. Под аккомпанемент органа и виолончели танцевала студентка Белгородского института искусств и культуры. Это был «Лебедь» Камиля Сен-Санса, и это было невероятно красиво.
Тогда же мы впервые использовали проекционное шоу. Здесь нам помог Вадим Радченко и его коллеги, которые соединили органную структуру, органный фасад, органную музыку и световые эффекты. Когда в полной тьме раздавался живой голос инструмента, происходили визуальные трансформации органа, это заставляло трепетать изнутри, будоражило воображение.
Я думаю, на этом мы не остановимся. В следующий День рождения органа будет что-то подобное. Есть идея сделать живое рисование песком на стекле, которое будет транслироваться под органную музыку на экране.
Беседовала Елена СТАРОСТОВА
Подготовила Алина БОРИСЕНКО