Опалённое порохом творчество

В полотнах художника Александра Василенко воспоминания о войне и Победе

В Белгородской научной библиотеке открылась невероятная по своей глубине и ценности выставка «Военная симфония». В ней — полотна белгородского художника Александра Василенко. Живописные и графические картины, составляющие «симфонию» — не только произведения искусства. Они — хранители памяти о страшных годах Великой Отечественной, которую художник видел своими глазами.

Чудом выживший

С раннего детства он мечтал быть художником. На удивление родителей, к искусству отношения не имеющих, в шестилетнем возрасте маленький Саша уже писал портреты друзей. Со временем стал рисовать маслом и делал в самостоятельно осваиваемом ремесле определённые успехи. Война внесла свои коррективы, и мольберт пришлось сменить на заводской станок. Детство Александра Василенко закончилось, когда ему едва исполнилось тринадцать лет.

Вместе с односельчанами в Бессоновке Белгородского района Александр Стефанович стал трудиться на благо фронта. Война гремела совсем рядом. окружённый гулом взрывов, запахом пороха и пепла, в свободные минутки он продолжал рисовать. Делал наброски чем и на чём придётся. Это отвлекало, приносило облегчение.

А враг был совсем рядом. Как сейчас Александр Стефанович помнит образы повешенных партизан и прямо под окном, среди прочих, лицо мёртвого друга Герки.

Сам художник от смерти был на волоске. Сын секретаря сельского совета, за должность главы семьи он вместе со всеми родственниками был приговорён к газовой камере. Совсем неподалёку начала греметь Курская дуга, и врагам стало не до селян. Угроза отступила, однако, перенервничав, Александр Василенко подхватил «чёрную болезнь», которая тоже едва не свела его в могилу.

Ещё совсем юный, он пережил многое. Видел, как гусеницы танка взрывали просторы родных полей, как умирали солдаты, как рыдали матери, получившие похоронки.

Война оставила глубокие борозды в его памяти. Он не любит о ней говорить. Но серые, коричневые, мрачно-фиолетовые с багровыми пятнами краски воспоминаний даже спустя семь десятков лет продолжают выливаться на холсты.

Сквозь десятилетия

Пронесшиеся через четыре пережитых художником страшных года люди — здесь, в представленных на выставке картинах. Они играют и поют военную симфонию, наполненную болью целого народа и пропущенную через подростка, коим Александр Василенко являлся в начале сороковых. Почти буквально играет её скрипач, изображённый на картине «Блокадный Ленинград». Человек в форме задумчиво выводит смычком мелодию, а его завороженно слушают детишки. И война на мгновение отступает. За звуком скрипки не слышно снарядов, музыка уводит маленьких слушателей в мир, где всё хорошо, где нет войны.

У Александра Василенко был в жизни свой «скрипач». Молодой парень, не попавший на фронт в силу возраста и работающий вместе со многими в тылу, вечерами доставал свою гармонь и исполнял для селян песни. Музыка придавала людям сил и веры в Победу.

На соседнем полотне изображена санитарка, перевозящая раненых через горящую Волгу на связанных в плот брёвнах. Это Полина Кублик из Вейделевского района. Картина Александра Василенко — иллюстрация к самому страшному эпизоду, который девушка пережила в годы войны, а много позже рассказала о нём художнику.

А вот «Вознесение». Рота солдат над Прохоровским полем ровным строем уходит в небо. Это те, кто приближал Победу, кто боролся за страну, но не увидел победного мая.

За ней надрывным аккордом следует полотно «Возмездие». На переднем плане — поломанные берёзы, символ разрушенных молодых жизней, на заднем — окутанные дымом «катюши» дают по врагу залпы отмщения.

И плавно посетитель выставки приходит к финальным, светлым и торжественным литографиям «Салют» и «Победа».

Александр Василенко хорошо помнит День Победы и тот шквал эмоций, обрушившийся на измотанную боями страну, неестественное смешение неописуемого восторга и непреодолимой тоски по тем, кто не дожил до того дня. В его родную Бессоновку не вернулось более половины односельчан.

Война и мир в гравюрах

Спустя год после окончания войны, Александр Стефанович поступил на отделение живописи Харьковского художественного училища. А затем получил приглашение работать в экспериментальных мастерских города Харькова при Союзе художников СССР. Там он творил долгое время, почти 20 лет. За эти годы художник досконально изучил офорт, графику, литографию. Делал офорты самостоятельно, от начала и до конца. В 1963 году он создал свой знаменитый офорт «Над Днепром», который был замечен профессором Харьковского института и отправлен на Международную выставку в Сан-Франциско, одну из первых экспозиций советского искусства в Америке.

Это событие укрепило в художнике уверенность в собственных силах, а также прославило его в творческих кругах. Вскоре он переехал в Николаев для укрепления местного Союза художников и создания экспериментальной базы и был принят в творческую организацию.

В Белгород он вернулся в 1980-м.

Лирика родных мест

Только на Белгородчине, получив мастерскую и свободу творчества, Александр Василенко смог вплотную заняться столь любимой им живописью. Сейчас именно этому жанру он отдаёт предпочтение, будто навёрстывая то, что было упущено в годы работы с офортами.

Излюбленная тема художника — природа, лирический пейзаж. На его полотнах — красоты родного края. Пруды и реки, кудрявые дубравы, поля, изрезанные пыльными дорогами.

— Своим творчеством я воспеваю Белгородскую область, — с гордостью говорит Александр Василенко.

Вот и сейчас он работает над «мирной» картиной. Скоро галерею мастера пополнит «Белгородская Мадонна», которую он изобразил среди наливных яблок, являющихся одним из символов нашего края.

Однако война то и дело возникает в памяти, и художник вновь берётся за палитру с мрачными красками, чтобы поделиться переживаниями с холстом, как и тогда, в тяжёлые сороковые.

Алина БОРИСЕНКО