Как в Ключах кукушку хоронили

В Прохоровском районе отгремела третья «Маланья»

В этом году молодой фольклорный фестиваль собрал около восьми тысяч участников из Белгородской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Ростовской, Московской областей. Люди приезжали на автобусах, личных авто и даже на велосипедах, чтобы прикоснуться к народной традиции, послушать этнические песни, увезти домой красивый сувенир.

По примеру прабабушек

То, какой огромной популярностью пользуется фестиваль, можно было понять по бесчисленному множеству автомобилей, припаркованных у места проведения фестиваля — парка Ключи близ села Кострома Прохоровского района. Этническая деревня добавляла своего колорита: в её семи деревенских подворьях представлен традиционный русский уклад жизни и быта крестьян конца XIX — начала XX веков, и все гости фестиваля могли с ним ознакомиться.

Узнать можно было и о старинных русских обрядах, таких как масленичный и весенний обряд «Сороки». А ещё гости фестиваля вместе с организаторами хоронили кукушку! «Похороны кукушки» -это народный обряд, существовавший в разных районах России. Даже в соседних сёлах его тонкости могли отличаться, но цель была одна — запрятать кукушку подальше и тем самым избавиться от кукушкиного бремени, — птица-то эта не вьёт гнезда, не создаёт семьи. Согласно белгородской традиции, девочки 10-16 лет делали из веточек куколок-кукушек и в тайне шли в лес. Там обменивались кукушками и разными подарками, плели веночки из кукушкиных слёз. Одевали кукол в разные лоскуточки и хоронили.

Самой популярной среди девушек стала реконструкция троичного обряда. Гостьи фестиваля кружились в хороводе с травяными венками, а после запускали их по речке. Согласно поверью прабабушек, так можно дорогу к суженому узнать. Мужчины тем временем участвовали в народных играх и забавах: им нужно было вырвать из рук палку, мешком сбить соперника с доски или сразиться в дальности метания бревна. А можно было опробовать на себе древний тренажёр «правило» (от слова править). На первый взгляд, подвешивание человека за руки и ноги больше похоже на казнь, но на деле — это отличный снаряд, распрямляющий позвоночник и укрепляющий мышцы.

Пример удали молодецкой показывали представители военно-исторического клуба «Белгородская засечная черта» Но-вооскольской казачьей станицы. Мужчины в одеждах XVII века демонстрировали навыки рукопашного боя.

Весь день среди гостей и участников фестиваля ходила сама Маланья с длинной золотой косой, в кокошнике и красном сарафане — большая ростовая кукла. Именно таковой увидели её организаторы. На деле же Маланья — народная форма женского имени Мелания (в переводе с древнегреческого -тёмная, смуглая). Именины преподобной Мелании приходятся на 2 календарных дня — 13 января (31 декабря) и 21 (8) июня. В летнее время народные игры были основным действом в день чествования Маланьи. Девушки и юноши устраивали празднование с песнями, танцами, прибаутками и скороговорками.

Были на фестивале и песни, и танцы. На разных площадках здесь выступали десятки коллективов, впрочем, к концу «Маланьи» все границы между исполнителями и гостями стёрлись: все пели народные песни, плясали, а после соединились в дружный хоровод из трёх тысяч человек.

Широкая ярмарка

Впервые в этом году каждый район Белгородской области подготовил арт-объекты, символизирующие особенности их местности. Так, Борисовский район привёз то, чем славится их край — знаменитый стригуновский лук. Старооскольцы — естественно, глиняную игрушку. А Ракитянский район представляли князья Юсуповы у красивого белого рояля.

Свои авторские работы в городе мастеров представили 120 народных умельцев. Здесь были и лапти, и свистульки, и резные ложки, и расписные туески.

Константин Лебедев привёз на фестиваль картины, написанные на берёсте. Их он создаёт в соавторстве с холстом: на коре всегда остаются неровности, которые мастер обыгрывает, создавая эффект объемного изображения. Где-то эта неровность становится скалой, где-то — стволом старого дуба. Палатка художника напоминала скорее музей: люди то и дело останавливались и изучали необычные работы.

Неподалёку резчик по дереву из Прохоровки на глазах у всех выстругивал из поленьев ложки. А рядом своё мастерство показывал мастер-лозоплёт.

Сувенир можно было не только приобрести, но и изготовить своими руками. Все желающие могли при помощи внушительных размеров молота сделать монетку на счастье: именную, с гербом области, с признанием в любви. А можно было соткать пояс или вылепить глиняную игрушку. Как всегда, большим спросом пользовался мастер-класс по плетению венков из травы и листьев.

Каждый год «Маланья» находит чем удивить зрителей. Организаторы фестиваля — представители областного управления молодёжной политики и Центра молодёжных инициатив — уже начали думать над следующей, четвёртой «Маланьей», которая, без сомнения, состоится будущим летом.

Алина Борисенко

Фото Александра Михайлова