Труд и творчество как синонимы

Зоя Фалина рушит стереотипы, связанные с её профессией
Какие у вас возникают ассоциации со словом «трудовик»? Здоровый небритый мужчина, который пахнет сигаретами, ворчит и, вероятно, даже матерится? Неважно, откуда взялся этот образ, из личного опыта или из анекдотов, но наверняка у большинства из вас он будет такой. А в белгородской гимназии № 12 трудовик вежливый и симпатичный. И вообще он — женщина.
Женщину-преподавателя технологии у мальчиков представить так же сложно, как мужчину, обучающего девочек вязанию или кройке и шитью. Однако Зоя Ивановна на недоумённые вопросы, вроде «Как так вышло», улыбаясь, пожимает плечами: «Да как-то само собой».
В детстве она мечтала стать музыкантом, но с миром музыки как-то не срослось, и она пошла учиться на металлурга. И практически одновременно с этим -преподавать технологию мальчикам.
— Всему приходилось обучаться на ходу. Ведь не будешь же ты учить тому, чего сам не умеешь? Я помню свой первый молоток, он дался мне тяжело, со слезами. Но в итоге всё получилось, и я обрела полное право на то, чтобы передавать своё умение ребятам, — вспоминает Зоя Ивановна.
Было это почти четыре десятка лет назад. И с тех пор, с небольшими перерывами, она обучает парней работать руками. Среди её учеников — не только школьники. У Зои Ивановны есть опыт работы с будущими плотниками, столярами, автомеханиками.
Несколько раз она пыталась завязать с педагогикой. Работала крановщицей и даже бухгалтером, но каждый раз снова возвращалась к преподаванию. Говорит, только здесь можно дать свободу внутренней тяге к творчеству.
Да, именно творчеством занимаются мальчишки на её уроках. Если на стандартных уроках труда мальчики делают скалки или подолгу на оценку вытачивают ножки для табуреток, то здесь они учатся видеть красоту и создавать настоящие шедевры.
— Я каждый раз стараюсь придумать что-то новое и оригинальное. К примеру, если у нас тема урока «обработка тонколистового металла», я могу просто научить ребят сгибать и резать металл, сделав скучную коробочку. А могу показать, как вырезать из жестяного листа петуха или лошадь, которые впоследствии станут оригинальными флюгерами. Как думаете, какой урок больше понравится и запомнится мальчишке? -говорит учитель труда.
В кабинете технологии организована небольшая выставка работ учащихся.
Здесь и подсвечники из консервных банок, и канделябры из ножек от старых школьных стульев, и выжженные картины, и деревянные подставки под фрукты, и потрясающе красивые резные вешалки.
Семиклассники сейчас трудятся над деревянными совами. Даже непрофессиональным взглядом можно определить, на какую оценку претендует юный мастер. Кто-то на куске дерева успел лишь наметать очертания совы, кто-то уже покрыл свою работу морилкой и лаком. А один умелец давно закончил работу над своим проектом и превратил сову в стильный предмет интерьера, прикрепив её к часам.
Самые одарённые и упорные ребята участвуют в разного рода конкурсах и экспозициях. Их работы можно увидеть на городских выставках, в их копилке есть грамоты и дипломы. Недавно трое учеников Зои Ивановны заняли первое место во Всероссийском конкурсе «Художественное выпиливание и выжигание».
Сама Зоя Фалина в совершенстве владеет всевозможными станками, и уже много лет горячо влюблена в дерево. В свободное время она создаёт предметы интерьера, вроде резных рам для зеркала. Время от времени старается освоить другие виды рукоделия. К примеру, сейчас у неё в планах начать вышивать золотыми нитками.
— Учитель не имеет права стоять на месте, он просто обязан всегда находиться в поиске, никогда не останавливаться, — считает Зоя Ивановна.
И двигается. И творит. И учит мальчишек тому, что труд и творчество — вещи, тесно связанные между собой.
Алина БОРИСЕНКО
Фото автора

Exit mobile version