Древние памятники рассказывают о родной истории
В клубе «Тепло души» в универсальной научной библиотеке прошла встреча, посвященная истории создания древлехранилища памятников иконописи и церковной старины Государственного Русского музея в Петербурге.
Специалисты библиотеки выбрали эту тему, учитывая большой интерес членов клуба к музейным коллекциям и их шедеврам, к родной истории. А раскрыть ее помог информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». Он предоставил для просмотра фильм «Сокровища отдела древнерусского искусства» из цикла «Авторская программа директора Русского музея В.А. Гусева».
Во второй половине XIX века в русском обществе, как и сегодня, необычайно возрос интерес к истории России, и тогда же возник вопрос о сохранении церковных архивов и древней церковной утвари. Ученые, художники, религиозные деятели спорили о том, остаются ли иконы и церковная утварь вне храма культовыми предметами, или они становятся уже произведениями древнерусского искусства. Результатом дискуссий стало появление на рубеже XIX-XX веков музеев древнерусской старины во многих городах России.
В 1914 году, чуть более ста лет назад, в Русском музее было открыто древлехранилище -особый отдел, содержащий коллекцию уникальных экспонатов, относящихся к церковной старине. Они имели разное происхождение: одни принадлежали Академии художеств, другие входили в частные коллекции, третьи были найдены в старых монастырях и церквях. Непосредственное участие в создании коллекции принимал император Николай II, жертвуя большие средства на приобретение произведений или принося их в дар, нередко в качестве «лица, пожелавшего остаться неизвестным». Древлехранилище стало крупнейшим в России государственным собранием древнерусского искусства.
Работая над организацией постоянной экспозиции, музейные работники сомневались, можно ли вывешивать иконы в стенах музея? Были и вопросы другого рода: зачем в музее, где собрано так много истинно художественных произведений русских мастеров, где имеются религиозные композиции Васнецова и Нестерова, хранить ремесленные копии с икон византийских иконописцев? Ответы давала сама жизнь.
На сегодня в древлехранилище находятся несколько десятков тысяч самых разных экспонатов. Это и иконы, причем не только живописные, но и каменные, литые, и большая коллекция медного литья, и нательные кресты, и книги — сначала рукописные, позднее — старопечатные, в чудесных переплетах и драгоценных окладах. Здесь есть и собрания декоративно-прикладного искусства, древнерусского орнаментального и лицевого шитья, есть и коллекция закладок, которые использовались во время богослужения.
Среди самых интересных экспонатов древлехранилища — скульптура Георгия Победоносца, датируемая XV веком, амвон из новгородского Софийского собора, произведения темперной живописи, Царские врата, деревянные резные фигуры святых.
По роковому стечению обстоятельств через несколько лет в православной России наступило время великой смуты, и созданный «помазанником божьим» музей стал спасением для христианских святынь. Находясь в его запасниках, иконы перешли из разряда предметов религиозного культа, чуждых пролетариату, в категорию искусства и просвещения. Музеи же не подвергались такому чудовищному разграблению, как храмы. В течение долгих лет Русский музей был единственным местом демонстрации икон, это давало возможность увидеть глубину и значимость традиций, пробудить в себе, кроме национального самосознания, и светлые христианские чувства.
Сегодня, глядя на лики небожителей на иконах, на предметах церковного убранства, думаешь о людях, собиравших, хранивших и спасавших эту уникальную коллекцию.
Следующая встреча в клубе «Тепло души» состоится 26 мая и будет посвящена 95-летию со дня рождения эстонского певца Георга Отса, который был кумиром миллионов, а его прекрасный баритон завораживал своим лиризмом и теплотой.
Елена КАРАБАНОВА, завотделом литературы по искусству библиотеки