От количества — к качеству

Почему на смену вычурным баннерам должны прийти привлекательные витрины
Заповедь «кашу маслом не испортишь» на архитектуру и наружную рекламу не распространяется. Стены зданий, увешанные разномастной наружной рекламой, не только не радуют взгляд, но зачастую портят облик города. В Белгороде в этом вопросе начали наводить порядок. О том, как продвигаются дела, мы попросили рассказать начальника муниципального управления архитектуры и градостроительства -главного архитектора Галину Горожанкину.
— Галина Валентиновна, в правила благоустройства города внесены были изменения, касающиеся размещения наружной рекламы. Новые требования не остаются только на бумаге — они активно реализуются на практике. На протяжении последних месяцев в Белгороде ведется планомерная работа по наведению порядка в сфере наружной рекламы. Каковы первые итоги?
— В настоящее время мэрия выстраивает в Белгороде целостную систему отношений в области рекламы. Напомню, что наружная реклама может быть размещена как на отдельно стоящих конструкциях, так и в виде вывесок на фасадах зданий. Если в первом случае нормы жестко регламентированы как федеральным, так и региональным законодательствами, то во втором подходы к размещению и согласованию определяются сугубо на муниципальном уровне. В связи с этим в правила землепользования и застройки Белгорода был внесен ряд дополнений. В частности, даны четкие определения наружной рекламы и вывески. Кроме того, перечислены места, где недопустимо их размещение. Например, в проемах окон.
Во главу угла поставлена норма: первостепенным является фасад здания, а вывеска лишь дополнение, которое должно его украшать. Но, ни в коем случае, не наоборот.
Для наведения порядка в сфере наружной рекламы нами ежемесячно разрабатывается план мероприятий. В нем четко прописаны направления действий соответствующих структурных подразделений городской администрации. Так, за департаментом городского хозяйства закреплена работа с управляющими компаниями, которые должны обеспечить надлежащий вид фасадов обслуживаемых многоквартирных домов. Управление потребительского рынка взаимодействует с хозяйствующими субъектами, которые имеют объекты торговли и предприятия сферы услуг.
Однако главенствующая роль в наведении порядка с размещением наружной рекламы, бесспорно, принадлежит комитетам по управлению Западным и Восточным округами. Дело в том, что муниципальное управление архитектуры и градостроительства лишь выявляет и фиксирует отклонения от норм размещения наружной рекламы. Упомянутые комитеты призваны устранить нарушения. Они непосредственно контактируют с хозяйствующими субъектами — выдают предписания, контролируют выполнение, а при игнорировании замечания составляют протокол об административном правонарушении. Об их серьезных успехах, по моему мнению, лучше всего свидетельствуют цифры.
За пару месяцев, в течение которых наводится порядок в сфере наружной рекламы, на территории Восточного округа было выявлено размещение 1623 несанкционированных вывесок. Благодаря усилиям комитета, который возглавляет Лариса Балашова, 1357 (84%) нарушений было устранено. За это время было составлено 214 протоколов об административном правонарушении. Столь значительное количество нарушений в сфере наружной рекламы на территории этого округа обусловлено тем, что здесь находятся промышленные районы города. Зачастую на фасаде размещается множество вывесок расположенных в здании хозяйствующих субъектов.
Что касается комитета по управлению Западным округом, то он контактирует преимущественно с руководством предприятий торговли и бытового обслуживания. Такие хозяйствующие субъекты в своем большинстве размещены в жилых домах. Всеми возможными способами они пытаются привлечь внимание потенциальных клиентов. Их вывески закрывают оконные проемы или же красуются на поручнях лестниц. На территории Западного округа уже выявлено 757 объектов, которые имели упомянутые нарушения. В итоге было выдано 646 предписаний. В настоящее время уже демонтировано 244 вывески, что составляет треть от общего количества. Отмечу, что в ряде случаев требовалось предпринять безотлагательные меры, поскольку непрезентабельный внешний вид объекта торговли негативно отражался на восприятии облика областного центра. Так, был полностью очищен от наружной рекламы фасад здания популярного у белгородцев и гостей города универмага «Маяк».
Хочу сделать небольшое отступление. Демонтировать баннеры и кричащие вывески — это лишь полдела. Предстоит еще внедрить в психологию местного бизнес-сообщества кардинально иную, чем ныне, философию маркетинга.
Предприниматели должны осознать, что покупателей следует привлекать не сплошь завешанными наружной рекламой фасадами, а неповторимым интерьером торгового зала и оригинальными, запоминающимися витринами.
По моему мнению, настала пора возвращаться к искусству оформления витрин, которое успешно развивалось в советские времена.
Несколько слов о деятельности муниципального управления потребительского рынка. Его сотрудники посетили около сотни крупных объектов, на которых с нарушениями правил благоустройства Белгорода было установлено 82 рекламные конструкции. В настоящее время вся эта несанкционированная наружная реклама демонтирована. Теперь, согласно плану на апрель, перед управлением потребительского рынка стоит задача обратить особое внимание на небольшие хозяйствующие субъекты, захламляющие своими вывесками и баннерами фасады зданий.
— В чем заключается смысл системного подхода, о котором вы ранее упомянули?
— Система — это комплекс четко взаимодействующих компонентов. Во-первых, каждая вывеска должна иметь паспорт, согласованный со структурными подразделениями муниципалитета. Только при наличии этого документа она является законной. Во-вторых, в городе выстроена структура мониторинга внешнего вида зданий, которая будет формировать базу данных о размещенной в Белгороде наружной рекламе. Это позволяет отслеживать появление несанкционированных вывесок и влиять на обновление эстетически устаревших образов.
Отмечу, что роль системы заключается не только в выработке ясных правил действий, но также в обеспечении их неукоснительного повсеместного выполнения. Только таким способом можно постепенно совершенствовать внешний облик города в целом.
В столице и ряде мегаполисов порядок размещения наружной рекламы действует уже не первый год. За это время все несанкционированные конструкции с фасадов зданий были демонтированы, на порядок повысился уровень профессиональной подготовки распространителей рекламной продукции. В этих городах был разработан регламент, предоставляющий право рекламным агентствам при определенных условиях обходиться в своей работе без обязательного согласования с городской архитектурой.
Пока с наведением порядка в сфере наружной рекламы Белгород находится лишь на первом этапе. Для перехода ко второй стадии реформирования необходимо, чтобы у подавляющего числа хозяйствующих субъектов в корне изменился менталитет. Они должны осознать: хорошо не когда много, а когда качественно.
— Галина Валентиновна, кто оплачивает демонтаж рекламных конструкций и вывесок? Сколько времени уйдет на согласование паспорта на наружную рекламу?
— В соответствии с Правилами благоустройства (ст. 326), работы по удалению самовольно размещенных рекламных, информационных и иных объявлений с фасадов зданий осуществляются собственниками либо арендаторами в течение установленного в предписании срока. Проводятся они исключительно за счет хозяйствующих субъектов.
После демонтажа рекламной конструкции хозяйствующий субъект обязан в десятидневный срок восстановить благоустройство, а также первоначальное (проектное) состояние фасада здания или же его отдельных элементов (ст. 321).
За два месяца, в течение которых в Белгороде наводится порядок в сфере наружной рекламы, особых возражений по этому поводу со стороны хозяйствующих субъектов не было.
Деятельность по разработке и согласованию паспортов в последнее время значительно активизировалась. В связи с этим нагрузка на сотрудников управления архитектуры, которые с этим в той или иной мере связаны, увеличилась в разы. Для того, чтобы не терять время в очередях, настоятельно рекомендую всем хозяйствующим субъектам сдавать подготовленный паспорт на наружную рекламу через многофункциональный центр (МФЦ, окно № 4). Документы без каких-либо проволочек поступят в управление архитектуры для дальнейшего рассмотрения. В соответствии с Правилами землепользования и застройки (№ 429 от 27.02.2007 г.), на согласование отводится 30 дней. Вместе с тем мы стараемся этот процесс не затягивать и проводить его как можно быстрее. В случае каких-либо существенных замечаний к дизайну и месту размещения вывески, сотрудники управления предлагают свои конкретные решения. Кроме того, хозяйствующие субъекты, у которых возникли затруднения в решении вопроса о размещении на фасаде здания вывески, могут обратиться к специалистам управления архитектуры за консультацией. На стадии эскизного проекта мы пытаемся совместно с заявителем увязать дизайн вывески с обликом фасада здания. В конечном итоге это позволяет свести к минимуму неувязки и связанные с ними дополнительные согласования.
Хочу напомнить, что в настоящее время на Белгородчине производится паспортизация объектов. Данный документ содержит специальный раздел «Наружная реклама». В случае, если вывеска достаточно добротная, то можно включить ее в состав паспортизируемого объекта. При этом вместо двух паспортов, можно обойтись одним — на объект в целом.
— Эффективное функционирование всякой системы возможно лишь при наличии обратной связи. Распространяется ли это правило на управление наружной рекламой в городе?
— Сотрудники управления архитектуры периодический осуществляют объезд территории Белгорода и проводят фотофиксацию фасадов зданий, находящихся в ненадлежащем состоянии. Эта информация затем передается в комитеты по управлением округами, которые выдают соответствующим хозяйствующим субъектам предписания на демонтаж несанкционированной рекламы. Спустя некоторое время, мы вновь посещаем данные объекты и контролируем, устранены ли замечания, а также не возвращена ли на прежнее место демонтированная ранее наружная реклама. Таким образом, нет каких-либо оснований сомневаться, что система эффективна и уже дает зримые результаты.
Беседовал Павел ПЕРЕДЕРИЙ

Exit mobile version