По следам боевых подвигов отцов…
Родители Виктории Панченковой — преподаватели истории. И это они научили ее хранить семейную память о тех, кто отстоял свободу нашей родины в годы Великой Отечественной войны. А когда в управлении наркоконтроля объявили конкурс работ «Спасибо деду за Победу» она провела настоящее исследование и написала историю защитников Отечества своей семьи.
На фронтах Великой Отечественной воевали три прадеда Виктории и дедушка. Бабушка, Нина Панченкова, 17 летней девушкой пошла на строительство железнодорожной ветки «Старый Оскол — Ржава». Работали от восхода до заката, дорогу построили за 32 дня вместо 90. По ней подвозили боеприпасы и технику нашим войскам во время Курской битвы. Жены прадедов работали на нужды фронта: вместо мужчин пахали, сеяли, молотили, как могли, приближали победу!
Вот что рассказывает Виктория о своих отважных предках.
«Когда началась война, Алексей Родионович Нихотин получил повестку и попал на курсы кавалеристов, а после их окончания направлен на самое жаркое — смоленское направление. С фронта приходили короткие весточки в письмах треугольниках: «Жив-здоров, бьем врага». Солдаты не писали о трудностях, знали, что дома живется не легче.
Через некоторое время прадед получил ранение, лечился в госпитале и опять вернулся на фронт. В первый год войны он прислал из госпиталя первую и единственную фотографию. После госпиталя письма стали приходить реже, а летом 1943 года семья получила извещение о том, что Алексей Родионович Нихотин пропал без вести. И после этого — ни одной весточки. А как ждали, как надеялись, что он откликнется. Но нет… Выросли его дети, выросли внуки, умерли его родители и жена, а все «без вести…»
В 1992 году моего дедушку пригласили в Валуйский горвоенкомат и вручили удостоверение к медали «За отвагу» от 11 июля 1943 года на имя Алексея Родионовича Нихотина.
Всю жизнь в нашей семье надеялись найти могилу прадеда, подавали запросы в архивы, сотрудничали с поисковыми клубами, но все было безрезультатно. И вдруг мы случайно увидели передачу о женщине, которая нашла могилу своего деда через Интернет с помощью сайта obd-memorial.ru. Это были списки вновь выявленных воинских захоронений Объединенного банка данных погибших воинов. Конечно же, мы тоже попробовали открыть эту страничку, и случилось то, чего все так долго ждали, -спустя столько времени мы узнали о последнем пристанище Алексея Родионовича Нихотина -Белгородская область, Прохоровский район, село Беленихино, братская могила 1285.
Вся наша большая родня побывала там, и сын Алексея Родионовича Иван Алексеевич, мой дедушка, благодарил беленихинцев за то, что они все эти годы хранят память об известных и неизвестных солдатах. В Книге Памяти Белгородской области мы нашли сведения о воинской части, в которой сражался прадед: 1241-й стрелковый полк, 375-я Уральская Харьковско-Бухарестская дважды Краснознаменная стрелковая дивизия. Ее боевой путь — от Подмосковья до столицы Чехословакии — Праги. На этом пути крупнейшие сражения Великой Отечественной войны, в том числе битва на Курской дуге. Дивизия совместно с войсками 5-й гвардейской танковой армии с 12 по 20 июля вела тяжелые оборонительные бои, участвовала в знаменитом Прохоровском сражении. Жизнь моего прадеда Алексея Родионовича оборвалась тогда же, 15 июля 1943 года. Свой последний бой он принял здесь, на родной земле, у деревни Лески. Имя его увековечено на одной из мраморных плит собора святых Петра и Павла в Прохоровке.
Второй прадед, Григорий Ефимович Шелайкин, с первых дней войны был призван в действующую армию. Свой последний бой принял под Харьковом. Был ранен в ноги, попал в госпиталь города Змеев зимой 1943 года. С ним вместе был односельчанин Ефим Евсюков. По его рассказу, прадед целую ночь бредил, мучился от боли, а под утро уснул. В палату вошел врач и сказал: «Товарищи красноармейцы! Все, кто может сам передвигаться, выходите на дорогу. Красная армия отступает, и попутный транспорт вас заберет». Никто не знал, что машина, на которую потом сядут раненые, доедет прямо до центра нашего села. Ефим подошел к прадеду, который спал, положил рядом с ним лепешки и сахар, не стал будить его, вместе с другими бойцами вышел на тракт и благополучно добрался до дома. А в этот же день немцы разбомбили госпиталь в Змееве. Кругом все горело. В этом пожаре погиб мой прадед Григорий Ефимович. Печальная весть пришла в семью — извещение о том, что красноармеец Шелайкин пропал без вести…
Еще один прадед по линии матери моего отца — Иван Гаврилович Ершов в первых рядах ушел воевать, под Киевом попал в окружение, был неделю в плену. С третьей попытки ему удалось бежать. По следу пускали собак, но прадед пошел по ветру, по воде, — это его спасло. Шел в надежде встретить своих армейцев, а встретил партизан Сидора Ковпака. Стал партизаном, участвовал в рейдах по тылам фашистов, занимался подрывной работой. В марте 1943 года на одном из заданий был ранен в обе ноги. Самолетом его доставили в Москву, в госпиталь. Через несколько месяцев вернулся в действующую армию. А осколки после операции так и остались в ногах. С ними и воевал, и работал после войны.
С первого до последнего дня, от Белостока до Кенигсберга прошел Великую Отечественную и мой дедушка по линии отца, Александр Иванович Панченков, фронтовой шофер. Он рассказывал, как приходилось под бомбежками доставлять груз на передовую. Как терял фронтовых друзей, как долог был путь к победе!
Благодаря простым солдатам, тысячам таких воинов, как мои предки, которые жертвовали собой, свершилась наша победа, и я горжусь ими — моими прадедами, дедами, прабабушками и бабушками! Они не испытали счастья ликования последнего боя войны, не обняли жен и детей в последний миг жизни, но ушли как герои, исполнив свой долг — защитить Родину! И мы знаем, что они погибли не зря, ведь живы мы — их потомки, продолжается наш род. И память о тех, кто отдал свои жизни за свободу и независимость нашей Родины, будет жить вечно’.
Подготовила Анна БАРАБАНОВА
Фото из семейного архива Виктории Панченковой