Кадровое обеспечение ТОС является залогом эффективности их деятельности
В дорожной карте нравственного оздоровления общества, представленной губернатором Евгением Савченко в фундаментальной статье «Дело столыпинского масштаба», большое внимание уделяется развитию и поддержке общественных форм местного самоуправления. Дело в том, что в результате массового жилищного строительства соседские отношения между горожанами оказались практически утеряны. Существовавшая при социализме система управления ЖКХ безвозвратно ушла в прошлое. Ныне общественные заботы зачастую принимают на себя, в силу «старорежимного» воспитания, пенсионеры, которые в былые времена составляли актив ЖЭКов и горисполкомов.
Поделиться своим мнением о том, каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию, мы попросили руководителя фракции «Единая Россия» в Совете депутатов Белгорода, директора МАУ «Институт муниципального развития и социальных технологий», кандидата социологических наук Юрия Астахова.
— Юрий Викторович, федеральное законодательство (см. № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.) определяет общие принципы организации территориального общественного самоуправления, а также его различные формы. Как эти формы самоуправления взаимосвязаны и коим образом предполагается их взаимодействие?
— Основное направление деятельности органов ТОС — решение социально значимых для населения вопросов, в том числе с возможным использованием бюджетных средств. Напомню, что ТОС может иметь статус юридического лица.
Территориальное общественное самоуправление отличается многообразием уровней — подъезд, многоквартирный дом, микрорайон и т.д.
Все организационные формы ТОС, как элементы единой системы, находятся в тесной взаимозависимости, взаимосвязи и взаимодействии. В отличие от системы государственной власти, территориальное общественное самоуправление образует единую систему исключительно в рамках соответствующего населенного пункта образования. Отмечу, что в муниципалитете может быть создана ассоциация ТОСов. При этом следует упомянуть предупреждение академика РАН Валерия Макарова: «Важно, чтобы ТОС не вступило в противоречие с муниципалитетом. Правильное их взаимоотношение состоит в том, что это была единая социальная корпорация».
В настоящее время для муниципальных образований создание условий для успешного функционирования системы ТОС должно стать приоритетной задачей. Интересный опыт формирования и деятельность ТОС во взаимодействии с советами территорий накоплен в Белгороде.
В 2007 году Совет депутатов города принял муниципальную целевую программу «Развитие общественного самоуправления в Белгороде на 2008-2011 годы». В этом документе прописан конкретный механизм развития общественного самоуправления в областном центре. Его ключевая цель — формирование структур общественного самоуправления в пределах территорий, совпадающих с границами 27 одномандатных городских избирательных округов. В этом существенное отличие организации местного самоуправления в Белгороде от других российских городов. Совет депутатов Белгорода для создания более жизнеспособной структуры внес в определение ТОС небольшое, но весьма существенное дополнение — это форма самоорганизации граждан не только по месту жительства, но и по месту их профессиональной деятельности. В итоге идея общественного самоуправления получила развитие по целому ряду параметров. Соседские сообщества превратились в ячейки социального партнерства широких групп населения. Произошел переход с бытового на социальный уровень. Это дало возможность решать проблемы территорий на первичном уровне. Созданные в Белгороде советы территорий выполняют весьма важную социальную функцию. По сути, они являются связующим звеном между муниципалитетом и горожанами. Кроме того, территориальные советы дают возможность взращивать на местах будущих общественных лидеров и профессионально подготовленных сотрудников для муниципального управления.
Основополагающая задача территориального общественного самоуправления — формирование системы социальной корпорации. Для ее дальнейшего решения предстоит продолжить процесс создания ТОСов, которые должны полностью охватить все многоквартирные дома и частный сектор.
— Закон перехода количества в качество, сформулированный Гегелем, распространяется, надо полагать, и на сферу общественного самоуправления. Назовите, пожалуйста, советы территорий, которые используют в своей практике нестандартные подходы, обеспечившие успешное развитие местного самоуправления.
— В этом плане представляет интерес деятельность совета территории № 14, который возглавляет депутат Совета депутатов Белгорода Сергей Сиротенко. Им ведется активная планомерная работа по развитию территориального общественного самоуправления. Из 36 ТОСов, которые предполагается создать в границах этого избирательного округа, 16 уже действуют, а еще 5 находятся в стадии регистрации. Наряду с многоквартирными домами, ТОСы здесь успешно создаются и в частном секторе. Примером тому являются ТОС «Заводской» и ТОС «Свободный».
Следует также упомянуть опыт организации ТОС в избирательных округах № 10 (председатель совета территории депутат Ирина Игнатова), № 21 (председатель совета территории депутат Александр Щеглов) и № 22 (председатель совета территории депутат Юрий Гребенников). Ряд ТОСов здесь успешно функционируют на протяжении уже более семи лет. В их числе: ТОС «Салют» (руководитель В.Я Могила), ТОС «Единство» (руководитель З.В. Пархоменко), ТОС «Пуск» (руководитель Т.К. Кондакова), ТОС «Народный» (руководитель Н.П. Шевелев), ТОС «Росток» (руководитель Е.Т. Кушнарева) и ТОС «Заводской» (руководитель О.Н. Халикова). Упомянутые руководители ТОС, имея богатый жизненный и профессиональный опыт, опираются в своей каждодневной работе на социально активных горожан и тесно взаимодействуют с членами совета территории. Такая форма деятельности, по мнению большинства жителей, способствует консолидации усилий горожан на реализацию принятой стратегии социально-экономического развития и формированию в Белгороде основ солидарного общества.
— Юрий Викторович, что следует предпринять для повсеместного распространения этого, бесспорно, положительного опыта?
— В первую очередь необходимо последовательно повышать информированность населения о деятельности ТОС. Большинство граждан — не пассивные потребители услуг. Им далеко не безразлично состояние городской среды, в которой они живут. Развитие системы ТОС позволяет создать основу для равноправного участия широкого круга горожан в выработке стратегии деятельности муниципалитета.
В ходе социологического исследования, проведенного МАУ «Институт муниципального развития и социальных технологий», треть опрошенных заявили, что ничего не слышали об общественном самоуправлении. Примерно столько же горожан понимают, что такое ТОС, но лишь «в общих чертах». Исследования показали: две трети белгородцев желают иметь дополнительную информацию об общественном самоуправлении.
В настоящее время меньше всего формами самоорганизации граждан по месту жительства интересуются, к сожалению, молодые люди в возрасте до тридцати лет.
Муниципальная практика свидетельствует, что существует определенная проблема в подборе и выдвижении кадров для руководства ТОС. В настоящее время их возглавляют преимущественно люди пенсионного возраста, которые социально активны и имеют опыт управленческой работы. В значительной мере это связано с вопросом материальной мотивации труда руководителей ТОС, который до настоящего времени остается нерешенным как на законодательном, так и на муниципальном уровнях.
Между тем, территориальное общественное самоуправление является одной из наиболее перспективных форм участия населения в жизни муниципального образования.
Беседовал Павел ПЕРЕДЕРИЙ