Самая близкая к людям власть

К 20-летию принятия регионального закона
«О местном самоуправлении в Белгородской области»
Наступивший 2015 год весьма насыщен юбилейными датами. Это, прежде всего, год 70-летия Великой Победы, предопределившей все дальнейшее развитие нашего общества и государства. Не последней в ряду круглых дат стоит тридцатилетие еще одного знакового события в отечественной новейшей истории — начала череды масштабных экономических и политических реформ, вошедших в обиход под названием «перестройка». Общепризнанным позитивным результатом перестройки и последующей постперестроечной модернизации страны стало возрождение института и становление системы местного самоуправления. В этом году исполняется двадцать лет со дня принятия Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и его регионального аналога — закона Белгородской области «О местном самоуправлении в Белгородской области».
Социальный консенсус
Чем же был вызван интерес общества и государства к возрождению основ местного самоуправления в новой России? Как представляется, интересы здесь наблюдались встречные. Государство, обремененное финансовой ответственностью и обязанностями социального контроля, вознамерилось «разгрузиться» за счет передачи части властных и управленческих полномочий общественному самоуправлению. В свою очередь формирующиеся гражданские сообщества были заинтересованы в доступе к властным ресурсам, использовать которые можно было бы самостоятельно и на собственные цели.
В результате совпадения интересов сторон образовался своего рода «социальный консенсус» по этому вопросу. Государство не только пошло на предоставление политических и иных гарантий общественному самоуправлению, но и дало возможность самоуправлению самостоятельно формировать материальную базу через наделение муниципальной собственностью и обеспечение фискальными преференциями. Гражданское общество со своей стороны обязалось не нарушать «правил игры» с государством, соблюдать законодательство и поддерживать порядок в отведенной ему зоне социальной ответственности. Консенсус был закреплен своего рода «общественным договором» в виде соответствующих положений Конституции 1993 г., упомя-федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления и продублирован множеством локальных продуктов законотворческой деятельности.
Мудрый закон
Заметным событием стало принятие 5 мая 1995 г. закона Белгородской области «О местном самоуправлении в Белгородской области» — одного из первых подобных нормативных актов. В соответствии с федеральным законодательством областной закон определял местное самоуправление как «…систему организации и деятельности граждан, образующих в границах городских, сельских поселений и иных территорий муниципальные образования для самостоятельного, под свою ответственность, и в соответствии с законодательством решения вопросов местного значения, а также отдельных государственных функций, возложенных на органы местного самоуправления законами Российской Федерации и области».
Компактность и конкретность содержания закона о местном самоуправлении позволили населению и властям не откладывать в долгий ящик реализацию заложенных в его основание правовых норм. Уже в марте 1996 г. в Белгородской области прошли выборы в представительные органы местного самоуправления муниципальных образований и глав местного самоуправления в 21 муниципальном районе, одном городском округе, 25 городских и 260 сельских поселениях. В короткие сроки была создана основа местного самоуправления в области. Оперативность и профессионализм, с которыми жители Белгородской области и местные власти обеспечили правовую и организационную базу для полноценного функционирования органов местного самоуправления, получили высокую оценку федерального центра. Комплекс законодательных актов по организации местного самоуправления (в 1996-1997 г.г. Белгородской областной Думой было принято еще 8 законов) был рекомендован Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в качестве модельного для всех регионов страны.
Вместе с тем, очевидно, что законотворческие и организационные мероприятия, проведенные мобильно и успешно — всего лишь стартовые предпосылки, необходимые для запуска процесса нормального функционирования системы муниципальной власти.
Здесь мы подходим к важной стратегической задаче — совершенствованию системы муниципального управления с целью повышения эффективности ее отдачи. В каком же направлении должна идти реформа? Как представляется, только в одном — в сторону преодоления бюрократического разрыва между населением и управленческими структурами.
Белгородские новации
Способом решения задачи будет предложение инновационных форм работы, позволяющих обеспечить максимальную близость к нуждам и потребностям людей. Такие формы работы вот уже несколько лет активно практикуются в нашем городе. Своего рода белгородским ноу-хау стало создание в пределах городского округа территориальных подразделений (округов). В каждом из 27 таких образований сформирован совет территории, возглавляемый одним из депутатов представительного органа власти и состоящий из гражданских активистов. В результате постоянного и живого общения народных избранников и населения первые получают достоверную информацию о состоянии дел на подответственной территории и насущных проблемах, потому кому, как не людям, проживающим непосредственно на местах, знать об этих проблемах, а вторые -имеют возможность напрямую контролировать исполнение своих наказов и поручений конкретными представителями власти. Деятельность советов территорий позитивно оценивается жителями города, многие отмечают, что благодаря такой совместной работе удалось сдвинуть с мертвой точки множество застарелых проблем, особенно в области коммунального хозяйства и благоустройства. Другой формой непосредственной коммуникации местной власти и жителей муниципалитетов стало территориальное общественное самоуправление (ТОС). Как и во многих других регионах страны ТОС — это самоорганизующиеся микросообщества граждан для решения вопросов локального значения на части территории муниципального образования, например, в городских домах, улицах, кварталах, микрорайонах.
В Белгороде инициатива создания ТОС исходила от администрации и Совета депутатов, призвавших горожан и управляющие компании в сфере ЖКХ совместно решать вопросы обслуживания многоквартирного жилья на основе трехстороннего партнерства.
В этой конструкции коллективы жильцов играют главную роль. Они непосредственно решают вопросы управления своим общим имуществом, пользуясь правами, исполняя обязанности и неся ответственность за него, т. е. реализуют самоуправление в чистом виде. Другие участники просто обеспечивают гражданам эту возможность, один — предоставляя свои производственные мощности, а второй — используя свой властный авторитет. Модель ТОС, таким образом, проста, понятна и может быть многофункциональной. Она очень близка к концепции солидарного общества, курс на создание которого является стратегическим приоритетом в нашем регионе.
Особенности процесса местного самоуправления
Тем не менее, отношение к этой новации власти у людей пока противоречивое. Несмотря на то, что в реестре горсовета зарегистрировано уже более трехсот ТОС, работа по их созданию идет медленно, значительная часть этих объединений действует формально. Возможно, это из-за того, что многие горожане пока не верят в силу территориального общественного самоуправления и рассматривают ТОС как попытку властей и управляющих компаний оставить людей один на один со всеми бедами ЖКХ. Однако, дело не только в этом. Существенным препятствием в этом вопросе является социальная апатия самого населения. Признаемся честно, многие из нас не готовы объединяться и реально участвовать в управлении территорией, на которой живем. Зачастую же мы просто не хотим вникать в вопросы обеспечения собственной жизнедеятельности, гораздо проще, если кто-нибудь другой это сделает за нас.
Большинство белгородцев (до 62%) считают выборные и исполнительные органы власти главными ответственными за состояние дел на муниципальных территориях, и только 14 % респондентов признают собственную пассивность помехой для оптимальной работы в управлении муниципальным сообществом.
В этих данных кроется едва ли не самая веская причина пробуксовки инициатив местных властей, находится корень многих бед всей системы местного самоуправления. Ведь сколько бы ни вливалось средств, сколько бы ни оптимизировалась система управления, «осчастливить» народ без участия самого народа никогда еще не удавалось. Все действия и потуги властей, даже самые замечательные и искренние, всегда будут односторонними, а значит — всегда будут вызывать критику со стороны, всегда будет масса недовольных. Только активное и ответственное участие населения в муниципальной жизни превращает процесс управления в этой сфере в подлинно демократическое действо, обеспечивает местные институты власти необходимой для их полноценного существования легитимностью. Со своей стороны муниципальная власть обязана обеспечивать все необходимые условия для реализации людьми своего права на самоуправление, развивать конструктивные инициативы, идущие «снизу», вовлекать активистов в процесс принятия решений по самому широкому кругу вопросов местного значения. А мудрые законы им будут только в помощь в этом.
ЦИТАТА
«Сейчас очень многое зависит от эффективности местных администраций, от их способности брать на себя ответственность, действовать» энергично, грамотно. Именно на местное самоуправление приходится громадная часть вопросов, определяющих самочувствие граждан. Это дошкольное и общее образование, первичное звено здравоохранения, предоставление услуг ЖКХ, благоустройство городов и поселков. Именно на этом уровне у нас занято наибольшее число работающих. Здесь же реализуется программа поддержки предпринимательства’. Владимир Путин (Астрахань, 2009 год)
Константин ЛОБАНОВ, доктор политических наук
СПРАВКА
Константин Николаевич Лобанов.
Родился в 1965 году в с. Великомихайловка Новооскольского района Белгородской области. В Белгороде живет и трудится с 1971 года. Место работы: Белгородский юридический институт МВД России, профессор кафедры, полковник полиции, доктор политических наук, доцент.

Exit mobile version