Warning: Attempt to read property "child" on null in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 45
Вспоминая игру Рихтера
Я счастлив, что в годы моего студенчества в Москве слушал голоса великих певцов — Сергея Лемешева, Ивана Козловского, а в Московской консерватории знаменитых музыкантов — Льва Оборина, Давида Ойстраха. Но особо хочу сказать о великом пианисте Святославе Рихтере.
Его игра была вдохновенна, ярка и содержательна. Взрывы его темперамента, обжигающие волны эмоциональных взлетов буквально, как шквал, врывались в зал, особенно при исполнении «Аппассионаты» и «Патетической сонаты» Бетховена. На какой-то момент экспрессия становилась бесконтрольной. Вспоминаю, в антракте бродил по залу и вслушивался в реакцию публики: молодежь восторгалась, а старшее поколение ворчало: «Да как он мог!». Сильнейшее впечатление производила его техника, руки Рихтера были точно созданы для фортепианной игры. Их цепкость, пружинистость и гибкость поражала. В зрительном зале я всегда выбирал место, чтобы видеть руки пианиста. Он быстро подходил к роялю, садился и замирал. Проходила минута, другая, а он оставался неподвижным.
Нашему городу тоже посчастливилось познакомиться с творчеством Святослава Рихтера. На одном из своих концертов заслуженный работник РФ, пианистка Ирина Соколова в финале абонемента «Роман с роялем» представила программу из репертуара Рихтера. Она открыла ее исполнением «Итальянского концерта» И. С. Баха. Музыкальное произведение прозвучало просто, бодро и свежо, выгодно отличаясь от органного звучания. Возможно, так было задумано, чтобы настроить публику на оптимистичный лад. А может быть и потому, что Рихтер считал классическую музыку добетховенско-го периода основой всей музыки. Произведения великого Баха он исполнял просто, сосредоточенно, без академической сухости, жизненно и человечно. Так это и прозвучало, на мой взгляд, и у Ирины Соколовой. Эта пианистка может играть все. Удивляет и поражает не только ее техника, но и переживания над каждым аккордом. Прелюдия Соколовой похожа на прелюдию Рихтера. Крещендо нарастает с такой мощью и гневом, как прорвавшаяся плотина. Это ее композитор. Звучит такой радостный финал, чувствуется и радость исполнителя, и радость зала!
Анатолий ТРОЯНОВ
Фото С сайта: www.sviatoslavrichter.ru