Фронтовики делятся воспоминаниями
Владимир Иосифович Девицын – ветеран дважды: в годы войны он прошагал фронтовыми дорогами через всю Европу до Австрии, а потом, сменив солдатскую шинель на милицейский китель, 38 лет служил в органах внутренних дел.
Война застала 19-летнего паренька, выпускника техникума мясомолочной промышленности, в городе Россошь Воронежской области. Как все представители поколения, чью судьбу изломала война, он ушел защищать свою страну от незваного врага. А поскольку его сугубо гражданская профессия бухгалтера не вписывалась в картину военного времени, Владимира отправили осваивать новую, востребованную на фронте, — шофера. Так он стал курсантом учебного автомобильного полка в Москве. Научился водить грузовик, который ласково называли «ГАЗик». А весной 1942 года в качестве шофера гвардейского минометного полка уже участвовал в оборонительных боях на Украине. Судьба распорядилась так, что в то суровое время ему довелось даже побывать на малой Родине, поскольку его подразделение располагалось на территории современной Белгородской области.
«Помнится, отправили нас с товарищем на полуторке получить горючее в районе города Алексеевки. Но прибыли мы затемно, а из-за опасности бомбардировки с воздуха свет зажигать на топливной станции запретили – сказали, приезжайте утром. Мы решили не тратить времени зря, а съездить к моему отцу, в Воронежскую область. Переночевав и повидавшись с моими родными, отправились в обратную дорогу, но назад попасть уже не смогли – там были немцы. На подъезде к Россоши, где располагался штаб армии, нам преградили путь наши же войска и дальше не пустили — показали другую дорогу и объяснили, куда отошла наша часть. Встретили мы своих уже в районе переправы через Дон – больше недели блуждали. Конечно, были не только расспросы, но и допросы: как мы отбились от части, где мы были всё это время, но нам удалось всё объяснить».
А потом был Сталинград. Свой вклад в победу в историческом сражении Владимир Иосифович оценивает весьма скромно.
«Я сначала на полуторке занимался доставкой воды, горючего, боеприпасов – хорошая, надёжная машина, не подвела ни разу, а потом у меня её отобрали, и меня перевели в штаб – там люди с образованием были нужнее».
Но красноречивее слов ветерана, обеспечивавшего снарядами в этом кромешном аду легендарные «Катюши», говорит его медаль «За оборону Сталинграда». И лучше любых характеристик — повышение обычного фронтового шофера до штабного работника.
Вместе со своей частью Владимир Иосифович с боями прошел Украину и Молдавию. Вот строки из благодарности: «Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза тов. Сталина от 25 октября 1943 года за овладение штурмом областным центром Украины гор. Днепропетровск и городом Днепродзержинск – важнейшими центрами юга нашей страны и крупными узлами обороны немцев в излучине реки Днепр – всему личному гвардейскому составу части, в том числе и Вам, принимавшему участие в боях, объявлена благодарность».
А потом началось победное шествие Советской Армии по Европе. Награды на груди ветерана как вехи его боевого пути: медали за взятие Будапешта, Вены, освобождение Белграда, за победу над Германией. Владимир Иосифович вспоминает: «Мы возвратили мир в города Румынии, Болгарии, Югославии и Чехословакии. Окончание войны встретили в Австрии. Помню, как в один из вечеров вдруг повсюду началась стрельба, сотни ракет взмыли в небо, поднялся всеобщий крик и шум. Мы сначала испугались, а потом нам сказали, что закончилась война — наверное, не было счастливее момента за всю мою небольшую жизнь. Мы могли возвращаться домой».
Однако демобилизовался он из армии только в августе 1946 года. Дома было много дел — нужно было восстанавливать разрушенную войной страну. Пришлось вспомнить свою мирную профессии бухгалтера. А вскоре его пригласили для серьезной беседы в отдел Комитета государственной безопасности. На оперативную работу в милиции подыскивали закаленных войной фронтовиков. Так Владимир Иосифович стал оперуполномоченным в Алексеевском райотделе милиции. А когда образовалась Белгородская область, его перевели в управление внутренних дел, где он работал на различных должностях до пенсии. И никогда не жалел о своем выборе.
«Сколько помню, всегда гордился своей работой. Ушёл на пенсию в 1987 году в звании полковника. Много светлых воспоминаний осталось об управлении – здесь впервые смог почувствовать себя по-настоящему уверенным в своём будущем, поверил, что люди ценят мой вклад в общее дело».
В России, пожалуй, нет семьи, которая не потеряла бы в Великой Отечественной своих близких. Война оставила свой кровавый след и в семье Девицыных. На фронте погиб брат Владимира Иосифовича.
«Младшего Виктора призвали, когда нашу деревню освободили от немцев, ему как раз 19 исполнилось, и он пошёл на войну. Мы с начала войны так и не увиделись – только обменивались письмами. В одном из последних пожелтевших треугольничков, которые до сих пор хранятся у меня, Виктор желал нашей части успешного продвижения на Запад. А сам в июле 1944-го погиб при освобождении от фашистских войск города Калуш на Западной Украине. Много лет спустя один из наших родственников нашёл братскую могилу, в которой он похоронен. На каменной плите значится «сержант Девицын В.И.» — такое же звание, фамилия и инициалы, как и у меня, так почему же он, а не я?».
Даже после ухода на заслуженный отдых Владимир Иосифович активно работал в ветеранской организации управления внутренних дел, часто встречался с молодыми сотрудниками, студентами и белгородскими
школьниками. Осенью ветерану исполнится 93 года, он окружен заботой дочери и внучки. Но когда речь заходит о военных годах, он немногословен.
«О войне вспоминать не люблю – это было по-настоящему страшно, так страшно, что даже слабеющая от возраста память продолжает хранить эти жуткие эпизоды. Может, и не стоило всего этого рассказывать – уж очень не хочется, чтобы наши дети, внуки, правнуки знали, что такое война. Они не должны жить в страхе. Мы достаточно сделали ради их мирного будущего — пусть ему ничто не угрожает».
Подготовила Анна БАРАБАНОВА
Фото из архива В.И. Девицына
На снимках: В.И. Девицын с внучкой Мариной, Австрия, 1945 год.