К 100-летию со дня рождения Александра Горовца
Будущий Герой Советского Союза Александр Константинович Горовец родился 12 марта 1915 года в семье крестьянина в Белоруссии, в Мошканском районе Витебской области, в деревеньке, которая ныне носит название Горовцы.
Первые полёты
Там прошло его детство. После семилетки Саша Горовец начал работать слесарем в витебском «Сантехстрое». В марте 1933 года по комсомольской путёвке пришёл в городской аэроклуб.
Потом учился в Ульяновской объединенной летно-технической школе, которую успешно окончил в 1935 году. Хорошо овладев техникой пилотирования на самолёте «У-2», А. Горовец получил назначение в аэроклуб города Шахты Ростовской области. Там он работал лётчиком-инструктором, командовал звеном, затем был назначен начальником лётной части.
У него всегда были и общественные нагрузки — комсорг группы, отряда, курса. Парень отлично играл на гитаре и гармони, красиво пел русские и белорусские песни. Со сцены звучал его тенор при чтении стихов. Был он добрым и принципиальным, не терпел расхлябанности и фальши. Всё делал на совесть. В 1939 году был избран депутатом Шахтинского райсовета.
Один из лучших
25 июня 1941 года сбылась мечта Горовца — его направили командиром звена в 20-ю военную авиационную школу пилотов. Но Александр рвался на фронт. Туда он прибыл в июле 1942 года. Боевое крещение получил в составе 166-го истребительного авиаполка в небе Кубани. Воевал на Северо-Кавказском и Воронежском фронтах. Ему присвоили звание старшего лейтенанта и назначили заместителем командира эскадрильи. Тогда же, как одному из наиболее отличившихся лётчиков, Горовцу вручили новый истребитель «Ла-5» с надписью на фюзеляже: «От колхозников и колхозниц Горьковской области» на одной стороне и «Эскадрилья „Валерий Чкалов“» — на другой. 21 мая 1943 года их 166-й авиаполк был преобразован в 88-й гвардейский истребительный. Согласно официальным данным и информации из наградного листа, за время своей боевой деятельности А. Горовец совершил 74 боевых вылета, в 11 воздушных боях лично сбил 11 самолётов противника и шесть — в составе группы, уничтожил 40 автомашин и 24 повозки с боеприпасами.
Последний бой
На второй день Курской битвы, 6 июля 1943 года, Александр Горовец находился в составе группы «Ла-5», вылетевшей на патрулирование в районе Владимировка — Кочетовка — Зоринские Дворы — Ольховатка во главе с командиром 88-го гвардейского истребительного авиаполка. Советские истребители столкнулись с большой группой (по разным данным — 20 или до 50) немецких пикирующих бомбардировщиков «Ju-87». В произошедшем воздушном бою (и, возможно, в других столкновениях с самолётами противника в ходе этого вылета) советские лётчики одержали девять воздушных побед, в том числе пять над «Ju-87», три над «Bf-109» и одну над «Hs-126». Свои потери составили один самолёт, не вернувшийся на базу — это был самолёт лейтенанта Горовца.
По информации из наградного листа летчика, в этом воздушном бою Горовец «проявил исключительное летное мастерство, отвагу и героизм, лично сбил 9 самолетов противника и сам погиб смертью храбрых».
Вот как о его подвиге писал много лет спустя участник Курской битвы, дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Арсений Ворожейкин, сам лично сбивший 52 вражеских самолёта: «Мы не знали такого. Простой расчёт показал, что для этого нужно произвести не менее девяти длинных очередей, и столько же раз исключительно точно прицелиться. На всё потребуется, по меньшей мере, 10-15 минут. А противник ведь не на привязи. Однако факт — упрямая вещь. Горовец сделал то, что теоретически считается невыполнимым…»
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, за беспримерный подвиг, совершённый в последнем бою, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года А. Горовец удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Однако тогда он числился без вести пропавшим.
Среди наблюдавших за воздушным боем были девятилетний Серёжа Сергеев, его двоюродный брат, семилетний Анатолий Черкасов и 13-летний Саша Лобачев. И именно им суждено было впоследствии вписать последнюю страницу в биографию гвардии старшего лейтенанта Александра Константиновича Горовца.
Вечная память… Отгремела война. Спустя годы хутор Зоринские Дворы отстроился, расцвел. А памятные события не давали покоя Сергею Сергееву. Осенью 1956 года Сергеев вернулся домой. Стал обслуживать дорожно-эксплуата-ционный участок на автостраде Москва — Симферополь. Анатолий Черкасов работал связистом, а Александр Лобачев трудился механизатором в МТС. Друзья детства, они, как и прежде, жили по соседству на единственной улице родного хутора. Не раз, собравшись вечером после работы, вспоминали прошлое.
Решили начать раскопки на месте падения истребителя. Сняли пласт чернозёма, но следов самолета не обнаружили. Прошли второй слой. И вот, наконец, лопата Сергея уткнулась в твёрдый предмет. Вскоре показалось хвостовое колесо, потом — шасси. Далее стал просматриваться деформированный фюзеляж. В кабине обнаружили останки пилота. А также нашли планшет с картой, бортовой журнал, письмо, несколько фотографий и открыток, орден Красного Знамени и гвардейский значок. В нагрудном кармане истлевшей гимнастёрки лежал обагрённый кровью партийный билет. Он потемнел, обложка расклеилась, фотокарточка совершенно выцвела, но запись, выполненная чёрной тушью, сохранилась. Разобравшись в них, военный комиссар Ивнянского района послал запрос в Главное управление кадров Министерства обороны СССР. Оттуда ответили лаконично: «Приказом ГУК НКО № 0955 от 20.08.43 г. исключён из списков Советской армии, как без вести пропавший в бою 6 июля 1943 года, Герой Советского Союза, старший лейтенант Горовец Александр Константинович».
Весть об этом моментально облетела хутор. В скорбном молчании собрались жители у памятного места. Было решено захоронить прах героя на кладбище. Похоронен Александр Горовец на хуторе Зоринские Дворы в Ивнянском районе. На месте его гибели на 597-м километре шоссе Москва-Симферополь установлен бронзовый бюст.
В честь Героя Советского Союза Александра Константиновича Горовца названы улицы в Минске, Богушевске, Ивне и Белгороде, сельскохозяйственное предприятие в Сенненском районе, Витебский и Минский аэроклубы, средняя школа № 23 в городе Гродно.
В Центральном музее Вооружённых сил экспонируются макет самолёта «Ла-5», пушка с самолёта А. К. Горовца, его пистолет «ТТ», партийный билет № 2682000, планшет с картой, бортжурнал, удостоверение личности и письма. Копия партийного билета и портретная фотография Героя Советского Союза А. К. Горовца размещены в экспозиции музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление».
Подвиг лётчика Александр Горовца был хрестоматийным в советское время. Но пришли другие времена, и встал вопрос о достоверности данных о числе сбитых им фашистских самолётов. Но оценивать подвиг А. Горовца только по числу самолётов, сбитых в его последнем бою, в корне неверно, как и нельзя рушить фундамент, на котором стоит дом. По сути, неважно, сбил он тогда одного-двух или больше. Он пошёл в одиночку на большую группу врагов, против которой у него однозначно не было шансов. Как лётчик-профессионал Горовец знал с самого начала, что идёт на верную смерть. Но он не мог допустить бомбёжки наших наземных войск. И в этом состоит бессмертный моральный подвиг Александра Горовца. Смертью смерть поправ.
Александр КАДИРА, старший научный сотрудник музея-диорамы
Фото из фондов музея