Николай Плетнев: «Выборы — дело ответственное»

На актуальные вопросы проведения и подготовки главного политического события этого года ответил председатель облизбиркома

В 2015 году истекает срок полномочий депутатов Белгородской областной Думы пятого созыва, которых жители области избрали в октябре 2010 года.

В соответствии с Избирательным кодексом Белгородской области очередные выборы должны пройти в единый по стране день голосования, во второе воскресенье сентября, которое в этом году выпадает на 13 число. И хотя до дня голосования еще более 7 месяцев, общественность уже волнуют вопросы выборов депутатов Белгородской областной Думы, порядок их проведения, с конкретными вопросами они обращаются в областную Думу, в средства массовой информации, в избирательные комиссии.

Специальный корреспондент газеты встретился с председателем Избирательной комиссии Белгородской области, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Тихоновичем Плетневым и попросил его рассказать об изменениях в Избирательном кодексе Белгородской области, касающихся выборов законодательного органа области.

— Николай Тихонович, прежде всего, ответьте, изменился ли статус Белгородской областной Думы в государственной, политической, экономической и социально-культурной жизни нашей области.

— Статус Белгородской областной Думы не изменился. В соответствии с Уставом Белгородской области областная Дума является высшим законодательным (представительным) органом власти области. А вот значение этого органа в государственной, общественно-политической, экономической, социально-культурной, правоохранительной и других сферах жизни Белгородской области значительно возросло. Сегодня практически все правоотношения в этих сферах урегулированы законами и нормативными правовыми актами Белгородской области. И эта работа продолжается, совершенствуется.

Поэтому выборы депутатов Белгородской областной Думы в жизни области, всех ее граждан имеют большое значение. К избранию депутатов белгородским избирателям следует отнестись очень ответственно.

— Какие, по вашему мнению, существенные изменения внесены в законодательство о самой областной Думе?

— В сентябре, а затем в декабре 2014 года депутаты областной Думы инициировали и дважды рассматривали и вносили изменения в Устав Белгородской области.

В связи с увеличившимся объемом законодательной деятельности, необходимостью приближения и укрепления связи народных избранников с избирателями, увеличением представительства муниципальных образований области через депутатов в областной Думе депутаты внесли изменения в статью 19 Устава Белгородской области и увеличили количественный состав Думы с 35 до 50 депутатов. С учетом численности населения Белгородской области федеральное законодательство допускает количество депутатов до 90 человек. При этом 25 депутатов будут избираться по мажоритарной системе, по одномандатным избирательным округам (ранее по одномандатным округам избирались 17 депутатов) и 25 депутатов будут избираться по пропорциональной избирательной системе по спискам кандидатов, выдвинутым политическими партиями (ранее по спискам избирались 18 депутатов).

Следует отметить и большую возможность для политических партий иметь своих представителей в областной Думе не только за счет их увеличения, но и за большую доступность к распределению мандатов. В Избирательный кодекс Белгородской области внесены изменения, касающиеся снижения, так называемого, заградительного барьера допуска выдвинутых и зарегистрированных списков кандидатов от политических партий к распределению мандатов с 7 до 5 процентов. То есть теперь списки кандидатов от политических партий будут допускаться к распределению депутатских мандатов и получат как минимум 1 мандат, если они наберут 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании на выборах.

Для сведения отмечу, что в предыдущих выборах депутатов областной Думы участвовали 5 политических партий, допущены к распределению мандатов 3 партии: «ЕДИНАЯ РОССИЯ», КПРФ и ЛДПР. Политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» набрала за свой список кандидатов менее 7 процентов, но более 5 процентов, поэтому ей передан по действующему тогда законодательству 1 мандат депутата областной Думы. Таким образом, в Белгородской областной Думе сейчас представлены 4 политические партии.

— Ранее депутаты областной Думы избирались по 17, а теперь по 25 одномандатным избирательным округам. Как изменение количества округов повлияло на их схему, границы и численность избирателей в них?

— Изменение количества округов значительно повлияло на их границы и численность избирателей в округах. При этом далеко не во всех случаях границы одномандатных избирательных округов совпадают с административными границами муниципальных образований.

В границах, соответствующих муниципальным образованиям, образованы Алексеевский одномандатный избирательный округ № 1, шесть Белгородских городских одномандатных округов, два Губкинских одномандатных округа, 2 — Белгородских сельских, Ракитянский округ № 18, куда входят в своих границах Ракитянский и Ивнянский районы, 4 Старооскольских одномандатных округа.

Территории остальных муниципальных районов соответствующими частями вошли в разные одномандатные избирательные округа.

Численность избирателей в одномандатных избирательных округах колеблется от 45581 до 53391 избирателя.

— Николай Тихонович, а какое количество политических партий может принять участие в предстоящих выборах депутатов Белгородской областной Думы и на каких законодательных условиях?

— В Российской Федерации в настоящее время зарегистрировано 77 политических партий. В соответствии с требованиями федерального закона «О политических партиях» 69 из них могут участвовать в выборах, выдвигать списки кандидатов, как по единому избирательному округу, так и по одномандатным избирательным округам.

Также имеют право участвовать в выборах 53 региональных отделений политических партий.

Списки кандидатов могут выдвигаться или на съездах общероссийских партий или на конференциях, общих собраниях региональных отделений политических партий.

Нововведением в нашем Избирательном кодексе является то, что выдвигаемый политической партией список кандидатов обязательно должен быть поделен не только на общерегиональную часть списка из трех кандидатов, но и на региональные (территориальные) группы кандидатов, соответствующие территориям одномандатных избирательных округов. При этом в каждой территориальной группе должно быть не менее 2 и не более 3 кандидатов. И таких групп в списке кандидатов должно быть не менее 13 и не более 25 (по количеству одномандатных избирательных округов).

В связи с этим максимальное количество кандидатов в списке кандидатов, выдвигаемом политической партий, не может быть более 78 кандидатов (ранее не более 30).

Согласно и новой методике распределения мандатов депутатов областной Думы, предусмотренной Избирательным кодексом, списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и набравшие по итогам голосования 5 и более процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании, сразу получают 1 мандат, а затем они допускаются к распределению оставшихся мандатов депутатов областной Думы по пропорциональной системе. Чем больше голосов избирателей получит список кандидатов от политической партии, тем больше мандатов получит этот список.

Изменилась и методика распределения мандатов внутри списка кандидатов. Если ранее кандидаты, включенные в список кандидатов, наделялись мандатами в порядке очередности их размещения в списке, начиная с общерегиональной части списка, то теперь сначала получают депутатские мандаты кандидаты, включенные в общерегиональную часть списка, а затем оставшиеся мандаты распределяются между региональными группами кандидатов, поочередно по одному в порядке уменьшения числа голосов избирателей, поданных за список кандидатов по единому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа соответствующих данной региональной группе. Таким образом, чем больше голосов, процентов голосов избирателей по итогам голосования получит список кандидатов от политической партии, тем больше мандатов получат региональные группы кандидатов. Внутри региональной группы мандаты распределяются между кандидатами согласно очередности их расположения в списке кандидатов.

— Будут ли на предстоящих выборах депутатов областной Думы в избирательные бюллетени включены строки «Против всех кандидатов», «Против всех списков кандидатов»?

— Нет. Федеральный и областной законодатель предусмотрели, что голосование «Против всех» может быть применено только на муниципальных выборах.

— Предусмотрено ли на выборах депутатов Белгородской областной Думы досрочное голосование избирателей или голосование по открепительным удостоверениям?

— На выборах депутатов Белгородской областной Думы Избирательным кодексом Белгородской области предусмотрено только голосование по открепительным удостоверениям.

Если избиратель по уважительной причине до дня голосования будет вынужден выехать со своего постоянного места жительства, он может получить открепительное удостоверение за 40-10 дней до дня голосования в территориальной избирательной комиссии и за 9 дней, включая и день, предшествующий дню голосования, — в участковой избирательной комиссии, по которому он может в день голосования проголосовать на любом избирательном участке на территории Белгородской области. При этом, если избиратель в день голосования будет находиться вне территории своего одномандатного избирательного округа по выборам депутатов областной Думы, он сможет проголосовать только за список кандидатов, выдвинутый политической партий по единому (региональному) избирательному округу.

— Николай Тихонович, большое спасибо за беседу и ответы на вопросы.

— Избирательная комиссия Белгородской области будет постоянно информировать избирателей о предстоящих выборах, ходе подготовке к ним.

Беседовал Петр Котов

Фото Бориса Ечина

Exit mobile version