Белгородцы обеспокоены заторами на городских магистралях и предлагают пути решения проблемы
Дорожное зло
Проблема пробок в областном центре стала в последнее время едва ли не самой важной из имеющихся в городе. По степени общественного интереса и общественной раздраженности с ней может сравниться разве что проблема общественного транспорта. Впрочем, со второй проблемой городские власти пусть порой и медленно, но неуклонно разбираются. А вот пробки или, если угодно, заторы на городских улицах никуда не деваются. И к разрешению этой ситуации все активнее пытается подключиться общественность, вернее ее отдельные представители, предлагая свои варианты борьбы с «пробочным злом».
Проект развития транспортной сети города на 2015-2025 годы разработали сотрудники РосНИПИ урбанистики. Сейчас его изучают специалисты управления архитектуры и градостроительства администрации Белгорода. Изучил его и белгородец Юрий Шапошников, архитектор по образованию, живо интересующийся решением транспортных проблем города:
— Транспортная сеть города призвана обеспечивать жителям скорость, комфорт и безопасность передвижения. Наибольшие пробки возникают по утрам на въезде в город, а вечером на выезде из него. Связано это с тем, что Белгород является агломерацией. Жители близлежащих посёлков на своих автомобилях добираются в областной центр на работу, а потом отправляются домой за город.
В городе уже сейчас немало делается для увеличения дорожной сети, появления новых транспортных развязок, планом, о котором говорилось выше, предусмотрен целый ряд таких мер. Однако дорожное строительство дело, безусловно, полезное, но весьма дорогостоящее. К тому же расширение транспортной инфраструктуры требует немало места, в результате чего уменьшается плотность застройки. Отметим, что в мегаполисах индустриально развитых стран дорожная сеть занимает до трети от их общей площади. Возникает дилемма: город предназначен для людей или автомобилей?
Если приоритет отдается жителям, то выход следует искать в оптимизации дорожного движения. Транспортная часть города должна быть тесно увязана с развитой системой пешеходных зон и коммуникаций.
А что другие?
В этом вопросе интересен опыт других городов. Так, в одной из социальных сетей появилось такое наблюдение: «Понравилась организация работы светофоров в Пензе и Тамбове, где даже в час пик в центре не бывает пробок. Машины на зеленый свет в течение двух минут проезжают перекресток сначала в одном, а затем в другом направлении. После этого на полминуты пешеходам предоставляется право переходить дороги сразу в двух перпендикулярных направлениях. Этот нехитрый прием увеличивает пропускную способность перекрестка почти вдвое, поскольку люди не мешают автомобилям выполнить поворот. В результате — меньше пробок и наездов на пешеходов. Да и воздух чище».
Кстати, в Москве, по инициативе вице-премьера Игоря Шувалова, проводится эксперимент по организации диагональных пешеходных переходов. На перекрестках, где движение автомобилей полностью останавливается, пешеходам предоставляется право беспрепятственно пересекать дорогу практически в любом направлении. Для этого, по информации сайта Probok. net, необходимо лишь немного увеличить время зеленого сигнала светофора для пешеходов. Делается это для того, чтобы люди успели перейти перекресток по самому короткому для них маршруту. В случае положительной оценки новшества, этот опыт планируется распространить по всей территории страны.
В Белгороде немало регулируемых перекрестков и эта новация может сыграть положительную роль в повышении интенсивности и безопасности движения. Но куда больший эффект, по мнению Юрия Шапошникова, дало бы устранение пешеходных переходов (зебр) между перекрестками посредине квартала. Они, как правило, находятся вблизи от остановочных комплексов общественного транспорта.
Как спасти Богданку?
Немалый резонанс и серьезное общественное обсуждение вызвала публикация в «Живом журнале» блогера Михаила Койнова. В отличие, от многих других, пытающихся решить, а вернее поднять проблему в общем, он берет для рассмотрения один конкретный участок (проспект Богдана Хмельницкого от остановки «Стадион» до остановки «Свято-Троицкий бульвар») и предлагает конкретные меры для ее решения. Давайте и мы рассмотрим этот момент поподробнее.
«Участок проспекта Богдана Хмельницкого… — один из самых насыщенных в плане автомобильного трафика. Здесь практически всегда затрудненное движение, особенно — в час пик. По моим наблюдениям, заторы, в основном, происходят возле автобусных остановок», — пишет Михаил.
И далее он вычленяет три основные проблемы, тесно связанные одна с другой. Первое — парковочные карманы, предназначенные для автобусов, заняты такси и просто легковыми автомобилями. Второе — автобусы и троллейбусы вынуждены высаживать и сажать пассажиров, не доезжая до собственно остановок. Третье — пассажиры ждут автотранспорт не на остановках, а возле — в лучшем случае в начале заезда. В итоге, вереницы пассажирского транспорта создают пробки на подъезде к остановкам, автобусы пытаются втиснуться в ряды, создавая опасные ситуации и опять же тормозя движение транспортного потока.
Блогер предлагает и пути решения проблемы. «В первую очередь нужно выгнать всех…, которые паркуются на остановке. Эвакуаторами, штрафами, „парконами“, напалмом — любыми методами необходимо пресекать у людей даже появление мысли о том, что можно бросать свою телегу на остановке общественного транспорта.
После расчистки места необходимо провести разъяснительную работу среди водителей автобусов. Открывать двери можно только тогда, когда автобус съехал с проезжей части в „карман“. И дисциплинированнее надо быть! Ведь водители автобусов куда-то все время спешат, подрезают друг друга, паркуются вторым рядом, спешат уехать с остановки. Это безумие.
В третьих, необходимо проводить работу с населением. Когда автобусные остановки будут расчищены…, а автобусы будут останавливаться в карманах, люди должны будут понять, что посадка-высадка в автобус проводятся цивилизованно на остановках, не на проезжей части, не возле входа в подземный переход».
Мысли эти кажутся достаточно здравыми. Конечно, даже, если внедрить эти предложения в жизнь, полностью решить проблему пробок вряд ли удастся, но отчасти разгрузить «бутылочное горлышко» «Богданки» представляется возможным.
А может надо жестче?
Но тем и отличается журналистика традиционная от блогерства, что дело необходимо довести до конца и узнать мнение заинтересованных лиц.
Директор МУП «Городской пассажирский транспорт» Игорь Мялицын предложение воспринял с энтузиазмом, хотя новостью для него оно не стало:
— Мы тоже в этом заинтересованы. Более того, наказываем водителей за такое поведение, за то, что высаживают пассажиров, не доезжая до остановок… . Но проблема то в том, что они порой просто физически не могут заехать в «карман» из-за постороннего транспорта. Мы постоянно направляем информацию в ГИБДД, просим разобраться с этими машинами, очистить остановки.
Исполняющий обязанности начальника городского отдела ГИБДД Дмитрий Тимошенко также в курсе ситуации, и считает, что сотрудники службы делают все возможное, но…
— У нас ежедневно дежурят по городу шесть автомобилей, это 10-14 человек. Принимают меры по очистке «карманов»: и по хорошему просят уехать, и если надо наказывают, и к услугам эвакуаторов прибегают. Но они и другими делами заняты — и меры по предотвращению ДТП предпринимают, и на происшествия выезжают. Поэтому часто так случается: одни машины из карманов уехали, а на их место стали другие. Хотя о ситуации мы знаем. Таких проблемных остановок у нас три: кроме двух на проспекте Богдана Хмельницкого, еще и у универмага «Белгород».
Дмитрий Юрьевич сказал, что методы решения «пробочных проблем» у ГИБДД все же есть, но пообещал рассказать об этом попозже. Что ж, будем ждать. А пока кратко резюмируем: проблема пробок хорошо известна всем, но от этого мы не приближаемся к ее решению. Возможно, действительно, необходимы более жесткие меры. А может быть, стоит как-то перераспределить бюджетные средства и направить их на это узкое место, например, приобрести те же эвакуаторы, если их не хватает, поскольку неофициально многие должностные лица сетуют на их недостаток. А еще мы ждем комментариев и предложений по заданной теме от всех заинтересованных лиц.
Андрей Юдин