Синдром чрезмерной вовлеченности

Почему компьютерную игру можно сравнить с сильнодействующим лекарством?

Обычное утро понедельника. Трясусь в переполненном автобусе, потому что все, как и я, спешат на работу. Становлюсь невольным слушателем разговора двух дам бальзаковского возраста. Они жалуются друг другу на своих отпрысков мужского пола, которые, как под копирку, ведут себя одинаково возмутительно (по мнению мамаш), уделяя все свое время компьютерам и планшетам. А если их пытаются отвлечь от любимого занятия, просят оказать помощь по дому, мальчики становятся агрессивными и дерзят.

Знакомая проблема? Увы, сегодня она существует в большом количестве семей, поскольку пагубной привычке подвержены не только уже достаточно взрослые молодые люди, но подростки и даже школьники младших классов, что, естественно, не может не беспокоить их родителей, учителей, психологов. Как же бороться с недугом? И недуг ли это? На эти и другие вопросы мы попросили ответить педагога-психолога высшей категории, кандидата педагогических наук, доцента кафедры социальной педагогики НИУ «БелГУ» Наталью Кий.

— Наталья Михайловна, чем сегодня является компьютерная игра — безобидным развлечением или монстром, разрушающим детскую психику?

— Сегодняшние дети обладают новым типом системного мышления, что позволяет им с легкостью осваивать информационные технологии и ориентироваться в виртуальном пространстве. Пока папа читает инструкцию новой многофункциональной игрушки, ребенок уже играет. Одной из примет нашего времени стали компьютерные игры, создающие интерактивный воображаемый мир, их сегодня называют «воспитателями, не имеющими себе равных». Компьютерные игры стали не просто развлечением, но и носителем культуры, транслятором норм и ценностей, они выполняют для ребенка ту же функцию, как книги, театр, кино. Но новые технологии несут и новые проблемы: психологи и врачи предупреждают об опасном расстройстве — синдроме «чрезмерной вовлеченности в игру», разрушающем психику ребенка. Этот синдром проявляется тогда, когда компьютерная игра перестает выполнять свою развивающую полезную функцию и начинает тормозить развитие ребенка, вредить его физическому и психическому здоровью.

— Можно ли сказать, что названный синдром является болезнью и какие факторы способствуют ее развитию?

— По данным Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, за последние десять лет уровень психических заболеваний среди детей и подростков возрос в 2,5 раза. Определенное место среди них занимает новая болезнь, у которой много названий: патологическая игра, игровая зависимость, игромания, гемблинг, болезнь № F.630. Но суть одна: ребенок всем видам деятельности — учебе, увлечениям, общению с друзьями и членами семьи — предпочитает игру.

Развитию игромании способствуют три фактора: нарушение временного режима (ребенок играет ежедневно по часу и более), игровой, а не познавательный мотив использования компьютера (ребенок использует компьютер преимущественно для игры, для отдыха и расслабления, а не для поиска новой информации и выполнения уроков), выбирает преимущественно сюжетно-ролевые игры от первого лица с агрессивной тематикой. Когда эти три фактора (время, мотив, жанр игры) сочетаются, то начинается развитие игромании.

— Дети какого возраста наиболее подвержены «синдрому чрезмерной игры»? И можно ли как-то родителям заметить первые признаки зависимости?

— Наиболее опасный возраст 11-12 лет, и чаще это мальчики.

Как же распознать признаки игромании? Присмотритесь к своему ребенку: если он все время увеличивает количество времени игры и не может самостоятельно ее остановить, забывает о домашних делах и учебе, пренебрегает интересами близких, эмоционально отчуждается от них, предпринимает безуспешные попытки сократить время игры, ест и пьет без отрыва от игры, прогуливает школу ради игры, заходя в квартиру, сразу направляется к компьютеру, забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться, долго играет, не меняя позу, не вставая, не испытывая чувства голода, жажды, «затекания» частей тела, проявляет болезненную реакцию на критику, замечания, советы, находится в раздраженном состоянии, не может найти себе занятие, если компьютер сломался, угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть, испытывает физическое недомогание (боли в спине, сухость глаз, головные боли), теряет интерес к прежним увлечениям — если вы заметили в поведении своего ребенка пять симптомов из вышеперечисленных, у него развивается синдром «чрезмерной вовлеченности» в игру, а значит, следует как можно скорее обратиться к специалисту.

— Каковы последствия игромании для организма ребенка?

— Как правило, отмечается оскудение эмоциональной сферы, так как во время игры подросток должен показать себя хладнокровным, ведь если он проявит свои чувства, то проиграет. Как следствие — невротические нарушения (тики, навязчивости, ночные кошмары, потеря чувства времени, нарушение режима сна, питания). Происходит снижение познавательных, социальных интересов, учебной мотивации, успеваемости, уменьшение дружеских контактов. У зависимых детей с разным характером происходят однотипные изменения: истерики в ответ на попытки отвлечь от компьютера, сужение круга интересов, раздражительность. Они переживают на сознательном уровне практическую бесполезность своего увлечения, но при этом не могут бросить игру.

Иногда родители или старшие братья играют в агрессивные игры на глазах малолетних детей, считая, что это не влияет на них. Это большая ошибка. Символы деструкции проникают в подсознание даже самого маленького ребенка, формируя тип «клипового сознания». Впоследствии этот ребенок может иметь трудности с обучением, так как информацию способен усваивать только маленькими порциями, поданную разными способами — обыкновенное объяснение учителя и выполнение домашнего задания станет непосильной задачей для его психики. Выводы исследователей сигнализирует о том, что психологические изменения в виде агрессивности, двигательной расторможенности наступают даже у 2-4-летних детей, которые самостоятельно еще не играют, но наблюдают игры членов семьи.

Физиологические последствия бесконтрольной игры: нарушение зрения, ослабление иммунитета, остеохондроз, болезни рук (воспаления сухожилий, пальцев, кисти, запястья, плеча, ущемление нерва), невротические реакции, вегетативные расстройства.

Психические последствия бесконтрольной игры: наличие постоянной потребности в игре, которую невозможно удовлетворить, несовпадение Я-реального и Я-виртуального (в жизни ребенок робкий, в игре же выбирает только агрессивные роли), неадекватная самооценка, желание ребенка быть другим, принять роль другого и невозможность стать другим в реальности.

Социальные последствия бесконтрольной игры: постоянная «борьба с социумом» (педагогами, родителями) за возможность продолжать бесконтрольную игру является мощным источником отрицательных эмоций, сужение социальных контактов — ребенок стремится к уединению, сужает круг общения.

Таким образом, компьютерную игру можно сравнить с сильно действующим лекарством, которое может способствовать укреплению здоровья (если его принимать по показаниям врача во время болезни и в строго определенных дозах) или его разрушению (если его принимать в больших количествах или без назначения врача здоровому человеку).

— Как же противостоять этому злу? Что могут и должны сделать родители?

— Правила принимаются на семейном совете в виде законов. Временной закон — не играть перед сном, после еды, после сна, вместо сна, подвижных игр, помощи по дому, уроков, прогулки. За час до сна игру необходимо прекратить, компьютер выключить. После обеда, завтрака необходимо выдержать паузу 15-20 минут, прежде чем сесть за компьютер. Не допускать «обмена» подвижных игр, прогулки, общения с друзьями на компьютерную игру или посещение игрового зала. Разрешать играть только после выполненных уроков, домашних поручений.

Общее время пользования компьютером сегодня составляет: 7-10 лет — 45 мин в день, 11-13 лет — 2 раза по 45 мин, 14-16 лет — три раза по 45 мин.

Перерыв между сеансами игры должен быть не менее 3 часов. Временные рамки должны соблюдаться и родителями: ребенок не будет воспринимать необходимые для здоровья ограничения, если отец играет всю ночь в любимую сетевую игру.

Закон пространства — в комнате, где стоит компьютер, должно быть много растений, свежего воздуха. Необходима регулярная влажная уборка и проветривание. Полезно поставить открытый сосуд с водой, аквариум, водопад. Желательно установить ионизаторы воздуха (люстра Чижевского, фонтанчики с водой), регулярно протирать экран специальным раствором и салфеткой. Не стоит размещать компьютер в детской комнате. Родителям трудно будет осуществлять контроль за временем игры, так как постоянные проверки будут восприниматься ребенком как слежка.

Закон безопасности — стол должен быть не меньше 60 см в ширину для снижения излучения. Каждые 30-45 минут проводить гимнастику для глаз, обучить детей ей необходимо, как только они начали пользоваться компьютером. Каждые 30 мин менять положение тела. Приучайте ребенка часто моргать во время игры. Между корпусом тела и краем стола должно быть расстояние не менее 5 см. Спина должна иметь опору. Голову необходимо держать ровно по отношению к плечам.

Общий семейный закон: компьютер — не награда, правила — не наказание. Правила — норма (как утренний туалет, чистка зубов). Родители должны демонстрировать ребенку наглядно пример общения с компьютером, соблюдая эти законы вместе.

У детей, склонных к игре, слабая волевая регуляция. Они постоянно нарушают очередность своих дел, ставя игру на первое место. Перед родителями стоит задача терпеливо учить ребенка равномерному распределению времени с выделением приоритетов. Сначала первоочередные дела — уроки, помощь родителям, затем — улица, свежий воздух, общение, и лишь потом — компьютер. Необходимо добиваться того, чтобы компьютерная игра занимала среди других занятий скромное место. Нужно демонстрировать на деле, что в мире много интересного, кроме компьютерных игр.

Справка «НБ»

Н. М. Кий имеет значительный опыт работы с подростками, страдающими игроманией, является автором методики по диагностике и коррекции синдрома чрезмерной вовлеченности в игру.

Exit mobile version