«Ты — храм науки, просвещенья дух!»

Белгородский след в истории Московского государственного университета

«Наука есть ясное познание истины, просвещение разума», — так звучит девиз Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Он был основан 23 января 1755 года. В этот день императрицей Елизаветой Петровной был подписан декрет о создании университета. На протяжении 260 лет он служит центром науки, культуры и просвещения. Среди выпускников университета много знаменитых людей, оставивших свой след в истории отечественной науки и культуры. В их числе — и уроженцы Белгородчины.

Белгородский литератор

Еще в апреле 1759 года наш земляк, известный русский писатель, поэт, издатель и переводчик Василий Григорьевич Рубан — уроженец Белгорода, был удостоен звания студента Московского университета. Чтобы стать студентом, по действовавшим в то время правилам, В. Г. Рубан несколько лет проходил специальную подготовку при университетской гимназии для разночинцев. Во время университетского курса посещал лекции по риторике и стихотворству профессора Н. Н. Поповского, ученика М. В. Ломоносова.

Еще к студенческим годам относятся его первые шаги на литературном поприще. Первое произведение Василия Григорьевича — «Папирия, римского отрока, остроумные вымыслы и молчание» (художественный перевод с латинского) было опубликовано в 1761 году в журнале «Полезное увеселение». Весьма разнообразно литературное наследие В. Г. Рубана: множество од, поздравительных стихотворений и похвальных надписей в стихах. Обширна и его деятельность в качестве журналиста, переводчика, издателя. В. Г. Рубан был сотрудником популярных петербургских периодических изданий, сам выпускал журналы ‘Ни то, ни се’,’Трудолюбивый муравей«, «Старина и новизна», создал много статей и книг с описанием городов, памятников, произведений по истории, статистике и географии.

«Сначала родину познай…»

На медицинском факультете университета в здании по улице Моховой еще в 1790-е годы учился будущий российский естествоиспытатель, наш земляк, уроженец Корочи Иван Алексеевич Двигубский. Он окончил университет в 1796 году с золотой медалью и связал с ним дальнейшую судьбу. В 1802 году после защиты докторской диссертации «Опыт Московской фауны» на латинском языке И. А. Двигубский был отправлен в заграничную командировку в Геттинген, Париж, Вену для усовершенствования знаний в области химии и естественной истории. С научной целью посетил Богемию, Моравию, Венгрию и большую часть южных русских губерний: провел научные наблюдения, собрал коллекции насекомых и растений, которые передал университету.

Цитату римского поэта Овидия «Сначала познай родину, а потом становись путешественником» Иван Алексеевич, будучи профессором, повторял многократно. Свой крупный труд «Описание и изображения животных Российской империи» он также закончил этой фразой.

В 1826 году И. А. Двигубский становится проректором университета, а в декабре этого года -ректором. Его ректорство было благотворным для Московского университета — укрепились позиции передовой науки, произошло объединение лучших представителей профессорского состава. Во время пребывания в должности ректора И. А. Двигубский был председателем Общества любителей российской словесности.

Одной из заслуг ученого было издание своих трудов на русском языке, что способствовало распространению естественноисто-рического образования в России. В 1828 году выходит первая русскоязычная сводка «Московская флора, или Описание растений, дикорастущих в Московской губернии». К его трудам принадлежит и первый краткий определитель дикорастущей флоры окрестностей Москвы на русском языке.

Уже будучи заслуженным профессором физики и естественной истории, доктором медицины, почетным членом Московского Императорского университета, И. А. Двигубский ушел в отставку в чине действительного статского советника. Находясь в отставке, он завершил работу над определителем преимущественно отечественных лекарственных растений в четырех частях, создал энциклопедию практических сведений по сельскому хозяйству и домоводству. Занимался переводом сочинений по естествознанию с латинского, немецкого, французского и других языков.

Кружок Станкевича

Знаменательной для университета порой были 1830-е годы. В этот период там учились В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, М. Ю. Лермонтов, А. И. Гончаров, Т. Н. Грановский. Вместе с этими замечательными людьми учился и высокий, стройный кареглазый благовоспитанный юноша — Николай Станкевич, будущий общественный деятель, философ, поэт. Его детство прошло в Мухоудеровке Бирючен-ского уезда Воронежской губернии (ныне Алексеевский район Белгородской области). Полный желания изучать науки, служить Отечеству, в 1830 году он стал студентом словесного факультета. Всего на этом отделении было около 150 слушателей.

С первого года учебы в университете начал формироваться круг друзей Н. В. Станкевича. Сначала он подружился со студентом старшего курса Януарием Неверовым. Впоследствии Неверов был известен как педагог-писатель, служил в Министерстве народного просвещения. Николай Владимирович Станкевич в шутку называл своего друга Ген-варем или Январем. В одном из писем Станкевича мы прочтем: «Любезный Генварь! Приезжай, прошу тебя, ко мне, побеседовать о бессмертии души и прочем. Сегодня пятница: мы всегда видимся в этот день, меня так и тянет побеседовать с тобою. Брось диссертацию, поболтаем -мысли посвежеют». Эта дружба продлится еще долгие годы, несмотря на то, что через год Я. М. Неверов, окончив университет, отправился на службу в Санкт-Петербург.

Много времени молодой студент Н. В. Станкевич посвящал философии. В университетские годы он подробно знакомится с философскими идеями на лекциях профессора М. Г. Павлова по физике, которые в сути своей заменяли запрещенный в то время курс философии — осваивает положения классической философии Фридриха Вильгельма Шеллинга, изучает и другие философские системы.

В 1833 году Н. В. Станкевич начинает писать философский трактат «Моя метафизика», где в противопоставление метафизическим взглядам Шеллинга провозглашает природу вместилищем силы, жизни, творчества. Философские поиски и настроения отражались и в стихотворениях Н. В. Станкевича: он затрагивает вопросы мироздания, противоречий бытия. Творчество поэта под воздействием его философских взглядов со временем приобретает большую художественность и становится философски зрелым. Во время учебы в университете Н. В. Станкевич публиковался в таких журналах, альманахах и газетах того времени, как «Библиотека для чтения», «Молва», «Атеней», «Литературная газета», «Телескоп», «Северные цветы», «Денница на 1834 г.».

«В 1832 году лучшие студенты собирались у Станкевича. Это были все молодые люди, еще в первой поре своей юности…», -так писал Константин Аксаков о литературно-философском кружке, которым руководил молодой поэт и философ. Члены кружка собирались по вечерам в доме профессора М. Г. Павлова, где жил Станкевич, обсуждали вопросы и проблемы философии, этики, эстетики, искусства и литературы. Благодаря работе этого кружка в обществе 1830-х годов формировалось свое философское мировоззрение.

Так напишет поэт Аполлон Григорьев о Станкевиче и его кружке: «Небольшой кружок немногим тогда, не всем еще и теперь известного, но по влиянию могущественного деятеля -Станкевича… разливал на все молодое поколение… свет нового учения».

В отличие от революционных взглядов по переустройству общества, преследуемых членами кружка Герцена, Станкевич и большинство его товарищей по кружку придерживались других взглядов. Одним из путей общественного развития России Н. В. Станкевич считал просвещение. Для общества также, по его мнению, ценными являются такие устои, как религия и любовь к Отечеству.

Яна ВОЙЦЕХОВСКАЯ,
младший научный сотрудник Белгородского историко-краеведческого музея

Напоследок

Открытие Московского университета, которому в этом году исполняется 260 лет, положило начало традиции студенческого праздника. Сначала он отмечался только в Москве и очень пышно — ежегодно Татьянин день был для столицы настоящим событием, в котором участвовало всё население.

Официальным университетским днем, отмечаемым молебном в университетской церкви, было 25 января. Но его называли не Татьяниным днем, а Днем основания Московского университета. И лишь указ Николая I переименовал его в День студентов. Тем более с него начинались каникулы, всегда отмечавшиеся студенчеством весело и шумно.

Exit mobile version