Всем родителям хочется, чтобы их ребенок вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. Что для этого нужно? Прежде всего активная жизненная позиция родителей, готовность проводить много времени со своими детьми, а еще — воспитывая, воспитываться самим.
Считается, что всего четыре педагога ХХ века совершили революцию в воспитании. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и советский педагог Антон Макаренко.
Мария Монтессори сформулировала краткие заповеди-напоминания для родителей. По сути — это многотомная мудрость в нескольких словах. И если их перечитывать хотя бы несколько раз в год, отношения с детьми могут выйти на качественно новый уровень, а ребенок вырастет более развитой и гармоничной личностью. Итак, заповеди.
Детей учит то, что их окружает.
> ЕСЛИ РЕБЕНКА ЧАСТО КРИТИКУЮТ — ОН УЧИТСЯ ОСУЖДАТЬ.
> ЕСЛИ РЕБЕНКА ЧАСТО ХВАЛЯТ — ОН УЧИТСЯ ОЦЕНИВАТЬ.
> ЕСЛИ РЕБЕНКУ ДЕМОНСТРИРУЮТ ВРАЖДЕБНОСТЬ — ОН УЧИТСЯ ДРАТЬСЯ.
> ЕСЛИ С РЕБЕНКОМ ЧЕСТНЫ — ОН УЧИТСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ.
> ЕСЛИ РЕБЕНКА ЧАСТО ВЫСМЕИВАЮТ — ОН УЧИТСЯ БЫТЬ РОБКИМ.
> ЕСЛИ РЕБЕНОК ЖИВЕТ С ЧУВСТВОМ БЕЗОПАСНОСТИ — ОН УЧИТСЯ ВЕРИТЬ.
> ЕСЛИ РЕБЕНКА ЧАСТО ПОЗОРЯТ — ОН УЧИТСЯ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ВИНОВАТЫМ.
> ЕСЛИ РЕБЕНКА ЧАСТО ОДОБРЯЮТ — ОН УЧИТСЯ ХОРОШО К СЕБЕ ОТНОСИТЬСЯ.
> ЕСЛИ К РЕБЕНКУ ЧАСТО БЫВАЮТ СНИСХОДИТЕЛЬНЫ ОН УЧИТСЯ БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМ.
> ЕСЛИ РЕБЕНКА ЧАСТО ПОДБАДРИВАЮТ — ОН ПРИОБРЕТАЕТ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ.
> ЕСЛИ РЕБЕНОК ЖИВЕТ В АТМОСФЕРЕ ДРУЖБЫ И ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ НЕОБХОДИМЫМ — ОН УЧИТСЯ НАХОДИТЬ В ЭТОМ МИРЕ ЛЮБОВЬ.
Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге — плохому не будет оставаться места.
Будьте активны в подготовке среды. Проявляйте постоянную тщательную заботу о ней. Показывайте место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним. Будьте готовы откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в вас. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно строго останавливайте любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей.
Уважайте ребенка, отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он сделал или собирается сделать.
Помогайте тем, кто хочет работать, но пока не может выбрать себе занятие по душе.
Будьте неустанны, разъясняя ребенку то, чего ранее он понять не мог — помогайте ребенку осваивать не освоенное ранее, преодолевать несовершенство. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.