На автобусе в цивилизацию

Власти города выстраивают современную и безопасную систему пассажирского транспорта

Биатлон на маршруте

Проблема пассажирских перевозок в областном центре возникла не вчера и не сегодня. На рубеже веков многие белгородцы сталкивались с трудностями, когда в час пик невозможно было нормально добраться до работы, автобусы и троллейбусы шли переполненными, и их брали штурмом. Появлялись новые микрорайоны, а пассажирский транспорт туда практически не ходил. Надо было срочно решать проблему и решать ее доверили рынку.

На дороги города вышли в большом количестве юркие, хотя и не всегда безопасные «ПАЗики» и «ГАЗели». Они носились по дорогам, обгоняя и подрезая друг друга. Порой получалось почти по Задорнову: когда два маршрутчи-ка устраивают гонки, а пассажиры болеют каждый за своего. Вместо людского столпотворения на остановках появилось столпотворение автобусов на тех же остановках, но уже со стороны проезжей части. По подсчетам сотрудников городской администрации, средний интервал между пассажирскими автобусами в Белгороде составлял 18 (!) секунд. И это больше напоминало финиш биатлонного масс-старта в каком-нибудь Хохфильцене. Но как бы там ни было, проблема перевозок была во многом решена. Рынок сделал свое дело и по всем законам должен был уступить место тому же рынку, но уже цивилизованному. Можно привести сравнение со стихийным палаточным рынком, наблюдавшимся лет 15 назад в центре города. Здесь можно было купить все. А сегодня все можно купить и в магазинах, находящихся рядом, и на том же Центральном рынке, только вернувшемся в свои исконные границы. Но цивилизованно, без примерки штанов возле памятника Чернышевскому в 20-градусный мороз. И в 2011 году власти Белгорода приступили к реализации комплексного проекта модернизации пассажирских перевозок.

В два раза меньше, в два раза эффективнее

Об этой программе написано, в том числе «НБ», уже немало. Однако накануне Нового года появился повод вернуться к этому вопросу. Да не один, а сразу два. О втором чуть позже, а пока — о первом. В администрации города подвели итоги деятельности рабочей группы по вопросу пассажирских перевозок. Она была создана полтора года назад. С информацией о ее работе выступил заместитель начальника департамента городского хозяйства администрации города Виталий Чумаков. Вот некоторые основные тезисы его выступления, в том числе раскрывающие и подоплеку вопроса. К 2011 году в городе сложилась неудовлетворительная ситуация с транспортным обслуживанием населения.

На то время общая маршрутная сеть Белгородской агломерации состояла из 118 маршрутов. Для их обслуживания была задействована 1161 единица транспорта, в том числе на автобусных маршрутах — 1101 единица транспорта, из них 86 автобусов большой вместимости, 562 «ПАЗика» и 453 «ГАЗели», а также 60 троллейбусов. Пассажирского транспорта было в два раза больше, чем, к примеру, в Курске. В связи с этим в июле 2011 года был разработан проект «Совершенствование организации пассажирских перевозок в Белгородской агломерации», началась планомерная замена подвижного состава на более вместительный, безопасный и экологически чистый. В 2011 году были выведены из маршрутной сети 453 «ГАЗели» и 133 морально устаревших «ПАЗика». В 2013 году были приобретены 105 автобусов на газомоторном топливе и 20 троллейбусов для муниципального автопарка. В прошлом году частными перевозчиками произведена замена старых автобусов марки «ПАЗ» на автобусы «МАЗ», «ЛиАЗ», «Марко Поло», «Форд».

Сегодня для обслуживания маршрутной сети предусмотрено 643 единицы транспортных средств, в том числе 147 автобусов большой вместимости, 398 — средней вместимости, не менее 19 мест-17, а также 81 троллейбус.

Завершающей точкой реализации проекта стал открытый конкурс на право заключения договора на транспортное обслуживание населения, проведённый в июле 2014 года. Среди главных задач конкурса значились удовлетворение потребностей населения, соблюдение требований безопасности, повышение культуры и качества обслуживания при пассажирских перевозках. Отсюда исходили и главные требования к участникам конкурса. Теперь на улицы города не могли выйти старые, не отвечающие современным, в том числе экологическим, требованиям машины.

По результатам конкурса были заключены договоры с тремя перевозчиками — МУП «Городской пассажирский транспорт», ООО «Белкомтранс», ООО «Автомиг». Компании, по итогам конкурса получившие право осуществления пассажирских перевозок в городе Белгороде, взяли на себя обязательства обновить автобусный парк.

Должно ли стрелять ружье, висящее на стене?

Казалось бы, транспортные перевозки в Белгороде входят в цивилизованное русло окончательно и бесповоротно. Но тут на сцену вышел новый «герой». А именно -нелегальные перевозчики, конкурс демонстративно проигнорировавшие. ООО и ОАО «Таксопарк», а также ООО «Спутник» не приняли участие в конкурсе, чем фактически отказались от осуществления деятельности по перевозке пассажиров по маршрутам регулярных перевозок, организованным администрацией города Белгорода, и начали осуществлять перевозку пассажиров по самостоятельно открываемым маршрутам. Тогда администрацией города было принято решение возобновить деятельность межведомственной рабочей группы по осуществлению контроля за работой пассажирского транспорта. В городе были созданы мобильные группы в составе представителей управления государственного автодорожного надзора в сфере транспорта по Белгородской области, УМВД России по городу Белгороду, отдела транспорта и развития транспортной сети департамента городского хозяйства и МКУ «Муниципальная стража».

С июля по ноябрь они проверили 455 автобусов и выявили 170, не соответствующих требованиям конкурса на право осуществления пассажирских перевозок и, тем не менее, находящихся на линиях.

В результате — составлено около 90 протоколов за нарушение Правил благоустройства территории городского округа «Город Белгород», более 130 — за технические неисправности транспортных средств, 18-за нарушение правил перевозки людей, 12-за незаконную предпринимательскую деятельность.

Решениями судов деятельность ООО «Таксопарк» и ОАО «Таксопарк» была признана опасной и подлежащей запрету. Более того, например ООО «Таксопарк» было, как выяснилось, зарегистрировано в поселке Разумное в частном домовладении.

В итоге, нелегальные перевозчики, видя, что называется, контроль на линии, в большинстве своем ушли с маршрутов, но начали проводить различные акции с целью привлечь к себе внимание. В частности, в тот же день, когда проходило заседание рабочей группы, провели свою, как они это назвали, пресс-конференцию. Впрочем, назвать это спонтанное действо пресс-конференцией не представляется возможным. Единственным позитивным действом стало участие в мероприятии мэра Белгорода Сергея Боженова, который решил пойти на контакт с перевозчиками, не принявшими участие в конкурсе. Кстати, на основополагающий вопрос: почему все же не приняли участие в конкурсе — внятного ответа не было. Разве что две скомканные версии — то ли поздно сообщили, то ли условия не устроили. Жаловались нелегалы и на то, что они не могут работать, имея лицензии на перевозки. Впрочем, как было замечено там же, такую лицензию можно сравнить с лицензией на хранение оружия. Хранить его в таком случае дома можно, а вот использовать… Сами понимаете. В итоге, все свелось к банальным жалобам на «перегибы» при наведении порядка. Впрочем, как заметил Сергей Боженов, это предмет для рассмотрения правоохранительными органами. Мы не будем останавливаться на этом моменте, тем более что митинги и прочие акции «нелегалов» уже были предметом обсуждения в прессе. А в сухом остатке мы видим 256 (именно такое число называли представители стороны нелегальных перевозчиков) маршрутчиков, оставшихся не у дел. По словам мэра Белгорода, эту проблему можно и нужно решить. У компаний-перевозчиков, выигравших право осуществления перевозок по итогам конкурса, есть около двухсот вакансий водителей. Сами индивидуальные предприниматели, кроме того, могут по договору работать на легальных перевозчиков при условии соответствия автобусов конкурсным требованиям.

«Ход времен нельзя остановить»

Впрочем, если уж быть предельно откровенным, то подавляющее большинство горожан очень мало интересуют бои между нелегалами и официально работающими маршрутчиками. Им нужно, чтобы городской пассажирский транспорт ходил вовремя, чтобы поездка проходила удобно и безопасно. Сейчас большинство вопросов, связанных с введением новых автобусов и отчасти новых маршрутов, решены. Если отслеживать проблемы по различным форумам и комментариям в соцсетях, наиболее оперативно реагирующим на них, то можно видеть, что львиная доля недовольств вызвана движением автобусов, осуществляющих перевозки не в самом городе, а между областным центром и Белгородским районом. Там есть свои тонкости, над урегулированием которых работают власти. Что же касается Белгорода, то сейчас решены вопросы, связанные с количеством и вместимостью подвижного состава. В ближайшее время на повестке дня стоит вопрос диспетчеризации движения, приведения в порядок графика прибытия автобусов или троллейбусов на остановку. И пассажир не должен стоять на остановке ни пять, ни двадцать минут. Зная, что по расписанию автобус должен прийти в 12.21, человек может выйти на остановку за пару минут, будучи уверенным, что автобус придёт вовремя. Именно так должно быть.

Андрей ЮДИН

P.S. ТАК ЧТО РАЗВИТИЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В БЕЛГОРОДЕ ИДЕТ ПО ЦИВИЛИЗОВАННОМУ ПУТИ. И ВРЯД ЛИ КОМУ-ТО УДАСТСЯ ПОВЕРНУТЬ ЕГО ВСПЯТЬ.

Фото Бориса Ечина

Exit mobile version