Любовь к детям в его понимании, или Десять заповедей Януша Корчака

Этот выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель считал, что воспитание, в первую очередь, — процесс постоянного познания ребенка и развития его природных способностей плюс уважение к его личности.

Смерть разделил с детьми

На страницах газеты мы рассказывали о Марии Монтессори и ее оригинальной воспитательной системе. Однако не только ее имя вписано в историю мировой педагогики. Не менее знаковой фигурой является выдающийся польский педагог Януш Корчак. Он не разработал, как Монтессори, какую-то необыкновенную методику или систему воспитания, не открыл никаких неизвестных доселе истин, не защитил ни одной диссертации на педагогическую тему.

Все, что делал Корчак, сводилось к одной простой вещи — он по-настоящему любил детей. И доказал это не только своей жизнью, но и смертью.

Он трижды отказался спасти свою жизнь. В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий.

Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто. А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:

— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.

— А дети?

— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.

— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.

Никого из очевидцев этого разговора не осталось в живых. Как не осталось свидетелей и тому, что Корчак по дороге в Треблинку рассказывал детям сказки, чтобы отвлечь их от тяжелых мыслей. Но эти эпизоды настолько характерны для его личности, настолько соответствуют стилю всей его педагогической и человеческой жизни, что не вызывает сомнений — это было именно так. Януш Корчак погиб в немецком концентрационном лагере Треблинка вместе со своими воспитанниками.

Принципы воспитания

Вот 10 принципов воспитания детей, рекомендованных этим потрясающим человеком.

— Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

— Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

— Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

— Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

— Не унижай!

— Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

— Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

— Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

— Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

— Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Алена САНИНА

Фото с сайта liveinternet.ru

Exit mobile version