5 января исполнилось 140 лет со дня рождения Николая Давидовича Жевахова
Князь Николай Давидович Жевахов не был нашим земляком, его жизнь была связана с Киевом, Санкт-Петербургом и родовым полтавским имением. Но и Белгород был ему дорог: он часто приезжал сюда, почитая память святителя Иоасафа. Всегда посещал Свято-Троицкий кафедральный собор и обязательно спускался в пещерку, где находились нетленные мощи чудотворца. Он также известен как составитель замечательных жизнеописаний Иоасафа Горленко, епископа Белгородского и Обоянского.
Потомок рода
Такой интерес со стороны государственного и духовного деятеля к жизни белгородского святого не удивителен — ведь Николай Давидович являлся его дальним родственником.
Он родился 1874 году в семье помещика Пирятинского уезда Полтавской губернии Давида Дмитриевича Жевахова. По отцовской линии он принадлежал к грузинскому роду князей Джавахишвили, по линии матери Екатерины Константиновны — к украинскому роду Горленко. Дед Николая Давидовича, Дмитрий Михайлович, был женат на Любови Давидовне, урожденной Горленко, прадед которой был двоюродным братом святителя Иоасафа.
Детство юного князя прошло в родовом имении Линовица и в Киеве, где у его матери был собственный дом. Образование он получил сначала в Киевской гимназии, затем в Коллегии Павла Галагана и, наконец, на юридическом факультете Императорского университета Св. Владимира в Киеве. Еще будучи студентом, в 1897 году молодой князь Жевахов получил свою первую награду — темно-бронзовую медаль за труды по первой всеобщей переписи населения. Окончив курс университета с дипломом второй степени, Николай Давидович поступил на государственную службу.
Долгие годы он служил чиновником в Государственной канцелярии, одновременно глубоко интересуясь православной жизнью России. С 1906 года Николай Давидович начал работу по собиранию материалов о святителе Иоасафе.
«Между миром и монастырём»
С этой целью он посещает те места, где бывал его далекий предок. В Прилуках, где родился Иоасаф (в миру — Иоаким Горленко), записывает предания о его детстве и предках, в Киеве — материалы о годах учебы, в Лубнах — о службе настоятелем Мгарского монастыря, в Троице-Сергиевой лавре — о периоде его наместничества в знаменитой российской обители. Но чаще всего Николай Давидович посещал Белгород, где прошли последние шесть лет святителя Иоасафа на поприще епископа Белгородского и Обоянского.
Итогом трудов Николая Давидовича стали три тома «Материалов для биографии Святителя Иоасафа Горленко, епископа Белгородского и Обоянского», которые были изданы в Киеве в 1907-1911 годах. В этом труде опубликованы также сочинения святителя, сведения о многочисленных чудесных исцелениях по его молитвам, предания об Иоасафе Белгородском. Все тома богато иллюстрированы портретами святителя и картинами из его жизни. Труд князя Жевахова стал главным основанием для канонизации святителя Иоасафа.
Частые отлучки из Петербурга, связанные со сбором материалов о святителе, не способствовали продвижению по службе в Государственной канцелярии. Жевахов был переведен на должность, которая не сулила никакого карьерного роста — помощник статс-секретаря Государственного совета. Кроме того, его угнетал рутинный характер работы, душа по-прежнему находилась «между миром и монастырём».
Николай Давидович стал активным членом и председателем Братства святителя Иоасафа, созданного в Петербурге, регулярно выступал на его заседаниях с докладами. Он сумел добиться приема у императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, убедить их в необходимости причисления святителя Иоасафа к лику святых. Именно благодаря князю Жевахову император подписал указ о канонизации святителя 10 декабря 1910 года.
В дни торжеств прославления святителя в сентябре 1911 года Николай Давидович был в числе самых почетных гостей Белгорода и принимал участие во всех богослужениях в те праздничные дни.
Воспоминания о прошлом
Не забывал он Белгород и в последующие годы. В 1915 году, когда шла Первая мировая война, Николай Давидович с благословения епископа Белгородского Никодима (Кононова) взял из пещерки святителя Владимирскую икону Божией Матери, которой мать Иоасафа Мария Даниловна благословляла его в детстве, и отвез ее вместе с Песчанской иконой Божией Матери, обретенной святителем, в ставку императора в Могилев, так как был уверен, что только Пресвятая Богородица сможет спасти Россию. Позже он писал в своих воспоминаниях: «Пусть люди называют мою веру мистикою, фантазией, или больным воображением, но тот факт, что во время пребывании святыни в Ставке не было не только поражений на фронте, а, наоборот, были только победы… не вызывал во мне никаких сомнений…».
В августе 1916 года князь Жевахов был назначен товарищем обер-прокурора Святейшего Синода, оставаясь на этом ответственном посту вплоть до начала Февральской революции. Рекомендуя его на эту должность, супруга Николая II Александра Федоровна так писала о нем мужу: «Совсем молодой, знаток церковных вопросов, очень лоялен и религиозен». Однако пробыл на этой должности Николай Давидович меньше полугода. 1 марта 1918 года он был арестован Временным правительством, но через пять дней освобожден и уехал из революционного Петрограда, а вскоре вынужден был эмигрировать из России.
В эмиграции князь оказался без каких-либо средств к существованию. До 1920 года он проживал в Сербии, потом перебрался в Италию, в город Бари, где уже более 900 лет хранились мощи очень почитаемого в России святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийского. Здесь Николай Давидович был назначен заведовать русским подворьем Святого Николая, и одновременно возглавлял также Церковно-археологический кабинет святителя Николая.
В эмиграции Жевахов написал свои «Воспоминания» — изданы были только два тома из трёх. Многие страницы «Воспоминаний» посвящены святителю Иоасафу, Белгороду, встречах с Николаем II и Александрой Федоровной по вопросам канонизации белгородского чудотворца. Всего Николаем Давидовичем было написано и издано более тридцати книг, в которых он выступал как последовательный защитник самодержавия и православия. В 1929 году переиздал в дополненном варианте книгу «Житие святителя Иоасафа, чудотворца Белгородского».
О жизни Николая Давидовича в эмиграции известно очень мало. Долгое время считалось, что он умер в городе Бари в 1938 году. Но в последние годы благодаря итальянским историкам удалось установить, что Николай Давидович пережил Вторую мировую войну и умер в Вене в лагере для перемещенных лиц в 1947 году.
Ксения Белоусенко,
ведущий библиотекарь отдела краеведческой литературы
Белгородской универсальной научной библиотеки
(Подготовлено по материалам А. Н. Крупенкова)