Новый подход в предоставлении услуг приходит на смену бумажной волоките
Времена долгих очередей в присутственных местах, а также вороха бумаги, которые необходимы для получения очередной справки, уходят в безвозвратное прошлое.
Программа «Развитие информационного общества в Белгородской области на 2014-2020 годы» (см. № 518-пп от 16.12.2013 г.) направлена на перевод государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданам, в электронный вид. Ставится задача в течение ближайших пяти лет обеспечить возможность оказывать все государственные и не менее 85% муниципальных услуг именно в таком виде.
Реестр муниципальных услуг Белгорода включает 94 позиции. По 83 из них уже существуют административные регламенты, а еще 9 находятся в стадии согласования. Остается разработать два административных регламента — «Рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» и «Выдача разрешений о проведении земляных работ».
В настоящее время жителям областного центра в электронном виде предоставляются 33 услуги, из которых 27 — муниципальные.
По остальным 56 муниципальным услугам на едином портале www.gosuslugi.ru размещена информация о порядке их предоставления. С этого сайта можно также скачать форму заявления для получения той или иной муниципальной услуги. Кроме того, немало полезной информации размещено на порталах государственных и муниципальных услуг Белгородской области (www.gosuslugi31.ru), местного самоуправления (www.beladm.ru), управлений образования (www.uslugi.vsopen.ru) и здравоохранения (запись на прием к врачу).
Следует отметить, что уже сейчас городское управление образования большую часть услуг (зачисление в детсад, прием заявления в школу, информация об успеваемости и итоговых экзаменах, дополнительное образование) предоставляет в электронном виде. В прошлом году горожане воспользовались ими порядка шестисот тысяч раз. За тот же период времени управление здравоохранения Белгорода предоставило около 2,5 миллиона государственных услуг (запись на прием к врачу). Каждая десятая услуга была оказана горожанам в электронном виде.
По данным управления стратегического планирования, организационно-контрольной и аналитической работы, за прошлый год структурными подразделениями и учреждениями мэрии из 644 тысяч муниципальных услуг 590 тысяч (92%) были предоставлены в электронном виде. Это на треть больше, чем в 2013 году. Жителям Белгорода в электронном виде за последнее время стали доступны еще 14 государственных и муниципальных услуг. Их стали оказывать управления социальной защиты, архитектуры и градостроительства, регулирования и контроля организации строительства, комитет имущественных и земельных отношений, а также ряд других структурных подразделений.
В настоящее время ведется работа по переводу в электронный вид муниципальной услуги «Назначение и выплата пособия на оплату проезда в общественном транспорте», которую предоставляет МБУ «Центр социальных выплат».
В областном центре создана система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Она обеспечивает обслуживание граждан при получении муниципальных либо государственных услуг без предоставления документов и сведений, имеющихся в распоряжении других ведомств. Специалисты структурных подразделений мэрии и муниципальных учреждений с помощью СМЭВ имеют возможность получить сведения от федеральных органов и государственных внебюджетных фондов. В свою очередь они предоставляют данные для оказания государственных услуг федеральным ведомствам. В настоящее время на межведомственное электронное взаимодействие переведены 21 муниципальная и 8 государственных услуг.
С июня прошлого года появилась техническая возможность направлять запросы через СМЭВ при предоставлении государственных и муниципальных услуг гражданам, которые обратились в городской многофункциональный центр (МФЦ). Это позволило Белгороду занять лидирующие позиции в рейтинге информатизации муниципальных образований страны. В настоящее время намечен ряд мероприятий, призванных обеспечить системную и качественную работу по предоставлению горожанам еще более широкого спектра муниципальных и государственных услуг в электронном виде.
Павел ПЕРЕДЕРИЙ