Они приближали победу, жертвуя собой Имя Елены Виноградской долгое время (с 1954 по 1991 годы) носил белгородский медицинский колледж. Об этой женщине сохранилось не так много документов — архивная справка, отзывы людей, знавших ее лично, рекомендация для приема в партию, заявление самой Елены о вступлении в ряды ВКП(б). Но о ней знают и помнят в городе, в котором она прожила свою недолгую молодую жизнь и приняла мученическую смерть.
В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Елены Васильевны Виноградской. Она родилась в 1914 году в семье волостного писаря в селе Тетеревино Белгородского уезда (ныне Прохоровский район). После революции ее отец работал контролером на мельнице. В 1920 году его не стало. После его смерти, чтобы вырастить семерых детей, мать работала на разных работах. Младших- семилетнюю Лену и пятилетнего Павла, пришлось определить в приют.
«Быть полезным строителем коммунизма»
Елена в 1930 году окончила семилетку в Белгороде, затем поступила в железнодорожную школу ФЗО. Через год учебу пришлось прервать по семейным обстоятельствам. В 1934 году вступила в комсомол, и ее направили на работу председателем групкома союза общественного питания в Белгороде. Девушка много читала, продолжала учиться, активно участвовала в общественной работе. Была председателем завкома ком-мунстроя. А с июля 1936 года по февраль 1938-го Виноградская работала инструктором Белгородского гороно по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, инструктором по-литпросветработы, старшей пионервожатой и библиотекарем школы № 6.
Она пользовалась большим авторитетом среди дошкольных работников города, и в бытность работы в гороно всегда говорила, что в детях необходимо воспитывать не только доброту и сердечность, но и твердость, волю, упорство в достижении цели, умение стойко переносить трудности. Знавшие ее люди вспоминали, что Елена Васильевна была человеком необыкновенной души. Всегда жизнерадостная, общительная, любившая больше всего на свете детей, всю себя она отдавала им.
В октябре 1939-го Елена возглавила комсомольскую организацию белгородской медицинской школы, и в феврале 1940-го подала заявление о вступлении в партию, обязавшись «выполнять все возложенные поручения и быть полезным строителем коммунистического общества». Рекомендацию ей написал Леонид Николаевич Балабанов, член ВКП(б) с 1919 года. Работая вместе с Еленой Васильевной в городском Совете, он знал ее как депутата и члена секции народного образования: «Как председатель секции большую работу она провела по ликвидации неграмотности и малограмотности. Особенно хорошо поставила эту работу среди домохозяек. Тов. Виноградская политически устойчива, выдержана и достойна быть в рядах нашей Коммунистической партии (большевиков)».
В оккупации…
Когда фашистские войска приблизились к Белгороду, Е. Виноградская выполняла отдельные поручения горкома партии по эвакуации городских учреждений. Она тоже могла эвакуироваться с тремя детьми, но осталась в городе для подпольной партийной работы. Переехала на конспиративную квартиру и спустя несколько дней после оккупации Белгорода приступила к выполнению заданий подполья. Рискуя жизнью, она снабжала партизан медикаментами, укрывала разведчиков. Ее часто можно было видеть на базаре — под видом торговки она распространяла листовки и сводки Совинформбюро. Листовки также находили на территории паровозного депо, консервного комбината, в других районах города. Вместе с другими подпольщиками она совершала диверсионные акты.
В начале декабря 1941-го Виноградскую выдал предатель. Её арестовало гестапо. Матери и свекрови с большим трудом удавалось приносить Елене Васильевне передачи в тюрьму. Иногда им разрешали видеться. 16 декабря она незаметно передала свекрови измятый клочок бумаги, где было всего несколько слов: «Береги-те детей. Родина отомстит за нас…». В то последнее свидание Елена Васильевна была неузнаваема. Лицо темно-синее, на лбу запекшаяся кровь, руки опухшие. Кофточка порвана, плечи обнажены, на груди кровавые подтеки от ударов… После жестоких пыток 18 декабря ее повели на казнь. На Базарной площади была установлена виселица, где казнили немало белгородцев — тех, кто отказался работать на фашистов, партизан… Для устрашения жителей города тела повешенных сутками не снимали с виселицы, а затем вывозили за город и закапывали в Дальнем парке (ныне — парк Памяти на улице Гагарина).
Виноградской повесили на грудь деревянную табличку с надписью «Партизан». К месту казни фашисты насильно согнали жителей. Гестаповец рядом с Виноградской громко зачитал смертный приговор. Елена Васильевна поднялась на скамейку. Кто-то из полицаев сорвал с нее шалевый платок и поспешно спрятал за пазуху. А когда ей на шею надели петлю, она отстранила палача рукой и обратилась к людям: «Да здравствует Советская власть! Наши скоро…» Полицай выбил из-под ее ног скамейку… Многие присутствующие при казни знали Елену Васильевну и плакали. Двое суток не снимали с виселицы ее тело. Ночью друзья по работе и совсем незнакомые люди тайком приносили к ногам повешенной живые цветы. Потом тело сняли с петли и зарыли в Дальнем парке.
Память
За мужество и отвагу, проявленные в тылу врага, указом Президиума Верховного Совета СССР Елена Васильевна Виноградская награждена орденом Красной Звезды. Ее имя было присвоено Белгородскому медицинскому училищу Южной железной дороги, где она работала до войны.
В год 40-летия Победы в парке Памяти был установлен памятный знак жертвам фашизма. На монументальном железобетонном стилобате рельефно показан расстрел мирных граждан. Фигуры на памятнике размещены так, словно «зависли» в воздухе — между жизнью и смертью. В память о погибших во время фашистской оккупации белгородцах в парке была воздвигнута часовня Почаевской Божией Матери.
(Редакция благодарит сотрудников музея-диорамы и лично Галину Викторовну Стовба за помощь в подготовке материала)
На снимке: Семья Виноградских, Елена Васильевна — в центре в верхнем ряду. 26 февраля 1939 года.
Фото из фондов музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление»