Сергей Боженов: «Залог успеха — в преданности и любви жителей к городу»

Итоги года минувшего и перспективы года наступающего. Об этом наше традиционное предновогоднее интервью с мэром Белгорода Сергеем Боженовым.

— Сергей Андреевич, на Ваш взгляд, что удалось осуществить местной власти в уходящем году?

— Наиболее важным является то, что город продолжает созидать и стремиться к лучшему, увеличивает целый ряд показателей в социально-экономической сфере. И, пожалуй, самый важный момент — это появление условий, в которых горожане чувствуют свою сопричастность и соуправление в городском хозяйстве. Многие активно включились в работу и делают все, чтобы в городе жилось удобно и с комфортом, чтобы Белгород стал для всех родным домом. Это очень важно, и именно прорыв в уходящем году в этом направлении наиболее значим. Несмотря на сложную экономическую обстановку, мы продолжает придерживаться намеченного командой губернатора курса и продолжаем стабильно удерживать свои позиции. И они достаточно весомы. Думаю, что залог успеха кроется в преданности и любви горожан к областному центру. Вот это радует.

— В последние месяцы мы видим негативные тенденции. Например, колебания курса рубля к доллару и евро, ощущаем инфляцию и, естественно, это вызывает некоторую тревогу. Насколько Белгород уверенно смотрит вперед и чего нам стоит опасаться?

— Мне кажется, что все уже сказано по этому поводу достаточно емко и доходчиво Президентом Владимиром Путиным и губернатором Евгением Савченко. Добавить к их словам что-то еще сложно. Моя точка зрения заключается в том, что макроэкономические процессы, которые сегодня происходят, есть кому регулировать. И, безусловно, на уровне происходящих внешнеполитических процессов, экономических санкций будут трудности. Но опасаться отражения их на уровне жизни горожан, на мой взгляд, не стоит. И для этого есть все основания. Пожалуй, главным фактором устойчивого развития Белгородчины является долговременная совместная работа власти и бизнеса по созданию прочного фундамента экономики с большим потенциалом мощности и стабильности. Вместе с тем мы делаем для себя корректировки с учетом политико-экономической ситуации. И мы предпринимаем все возможные предупредительные меры, вполне способные противостоять кризисным тенденциям. Например, в декабре мы приняли бюджет города 2015 года в размере 7,9 миллиарда рублей, что на 200 миллионов больше прошлогоднего. Нам удалось включить в него двенадцать базовых программ социально-экономического развития, и мы надеемся, что все они будут выполнены. У нас нет никаких оснований, чтобы сомневаться в этом. На сегодняшний день мэрия имеет стратегию работы согласно выверенным экономическим и финансовым расчетам. Подчеркну, что в большей степени все зависит от нашей добросовестной работы, чем от колебаний курсов валют.

Повышение заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей составит 11,6 % к уровню 2014 года, а заработная плата работников учреждений культуры увеличится на 20,4 % к уровню 2014 года.

— Возвращаясь к теме итогов. Уходящий год прошел под знаком капитального ремонта. Отремонтировано 32 многоэтажки, но сама программа вызвала большой общественный резонанс. Не все проходило гладко, были вопросы к подрядчикам, и мы неоднократно об этом рассказывали. Какие выводы в связи с этим сделаны администрацией города и как планируете выстроить работу на будущий год?

— Очень важный вопрос. Все, что связано с жилищно-коммунальным хозяйством, вызывает серьезную озабоченность горожан. И не безосновательно. Одна из важных задач, которую мы решали, связана с реализацией программы капитального ремонта многоэтажных домов. Сложность её реализации заключалась в том, что в реформе, предложенной правительством РФ, муниципалитет является де-юре посредником между фондом и конкретными собственниками жилых домов. Но де-факто жители возлагают на муниципалитет функции организатора и руководителя работ. Мы не могли себе позволить стоять в стороне от этого сложного участка и направления. Местная власть справилась с этой непростой задачей, несмотря на все сложности в управленческой схеме и порядке финансирования. Но сегодня мы одни из немногих городов Центрального Черноземья, которые выполнили программу ремонта в полном объеме. Все трудности были связаны прежде всего с организацией и с непониманием программы жителями. Многие восприняли ее в штыки. Но в целом, как оказалось, результатами жители довольны. В следующем году капремонт проведут в 44 домах областного центра. За период межсезонья мы продолжим организационно-методологическую работу по сопровождению программы, чтобы избежать ошибок и недостатков, которые имели место. У меня не остается сомнений, что работа будет успешно продолжена и не раз порадует горожан своим результатом.

Из 422,7 млн рублей, израсходованных на капитальный ремонт в городе Белгороде, средства фонда ЖКХ составили 42,3 млн, областного бюджета — 75 млн, собственников помещений — 305,4 млн.

— Сергей Андреевич, данные социологических опросов показывают, что белгородцы больше всего довольны благоустройством и архитектурой городского пространства. Порядка 90 процентов жителей удовлетворены положением дел в Белгороде. Хотя наименьшее удовлетворение вызывает работа управляющих компаний и ТСЖ. В 2015 планируется провести лицензирование управляющих компаний. На Ваш взгляд, позволит ли это повысить качество услуг и отчего зависит эффективность этой сферы сегодня?

— Мы уже начали разговор об этом в предыдущем вопросе. Да, для человека очень многое значат кров и очаг, которые он желает видеть чистыми, теплыми, уютными. Другое дело: кто должен делать работу по претворению в жизнь чаяний жильцов? И одним лицензированием деятельности УК и ТСЖ здесь не обойтись. Да, оно поможет устранить некоторые проблемы и недостатки организации работ, повысит ответственность управляющих компаний. Но я неоднократно заявлял в средствах массовой информации, что настроен против управляющих компаний. В них работают способные управленцы, среди которых есть достойные люди, которые искренне заботятся о городе и жилом фонде. И по большому счету они справляются со своей работой. Но управление жильем не хозяином вызывает у меня сомнения. Законодательство разрешает прямое управление жилым фондом и в первую очередь посредством товарищества собственников жилья. Это тот самый эффективный и гибкий инструмент, который позволяет осуществить желание хозяев и проявить волю без перекладывания своих проблем на некую управляющую компанию — с лицензией она или без. Чувство хозяина должны приобрести все без исключения жильцы домов в ходе этой реформы. Мы давно говорим, что хозяин поменялся, но на самом деле его не стало и он продолжает переадресовывать свои хозяйские полномочия неким управляющим компаниям. Надеюсь, что моя личная позиция будет поддержана собственниками. Если они пойдут по пути создания ТСЖ, то эффективность расходования средств управляющими компаниями будет заметно выше, а сам процесс содержание жилья станет иным.

— Продолжая тему городского хозяйства, в этом году заработали платные парковки в центре города. Благодаря чему центральная часть значительно разгрузилась от автомобилей. Каков экономический эффект от данного проекта и готов ли город дальше его развивать?

— Сразу скажу, что мы не ставили перед собой задачу таким способом получить доход в городскую казну. Задачи, которые ставила мэрия, были глубоко и полно освещены на телеканале и в газете городского медиахолдинга. Подчеркну, что главной целью было сделать центр удобным для жизни и посещения горожанами. Здесь много административных и офисных зданий, работники которых оставляют свои автомобили на 8 часов рядом с ними. И люди, прежде всего посетители, вынуждены были долгое время искать место для парковки. Безусловно, это раздражало человека и препятствовало созданию удобства и комфорта. Поэтому внедрение платной парковки в большей степени связано именно с этим. Причем ее цена специально выше, чем в паркингах. Но, к сожалению, два построенных мощных паркинга в центре города были не заполнены. Теперь ситуация изменилась, паркинги становятся востребованными. Подчеркну, что первый час на городской парковке бесплатный, и за это время можно успеть побывать в парикмахерской или аптеке. Да, свыше часа стоянку придется оплатить, но если человек пользуется автомобилем, пренебрегает общественным транспортом и не ходит пешком, он должен иметь средства для подобных расходов. Что касается развития парковочного пространства, то эксперимент, который мы провели, будет продолжен и применен на других центральных улицах Белгорода. Это Белгородский проспект, улицы Преображенская и Белгородского полка. Подчеркну, что плата за парковку не взимается в вечернее и ночное время, чтобы жители могли на ночь оставить свой автомобиль на свободной стоянке. По такому пути идут большие города, такие как Москва, Санкт-Петербург. Нам удалось минимизировать ошибки, благодаря опыту городов-миллионников. Надо отметить, что уровень жизни заметно влияет на количество автомобилей в городах. Сегодня в одной семье два автомобиля — уже не редкость. По нашим данным, за год прирост автомобилей составляет свыше 8 тысяч единиц, а в областном центре всего зарегистрировано около 130 тысяч. Плюс огромное количество автомобилей белгородской агломерации. Будущее нашего города связано с людьми, и поэтому он должен стать городом для людей, а автомобиль должен уступить.

С ноября организовано 750 платных парковочных мест в границах проспекта Славы, Гражданского проспекта, улиц Попова и Вокзальная, а также по улице Князя Трубецкого.

— Еще одна тема, которая вызывала много вопросов в уходящем году — тема общественного транспорта. В июле был проведен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок, его итоги также вызвали резонанс. Какие шаги предпринимает город в части совершенствования пассажирских перевозок и довольны ли Вы ситуацией на сегодняшний день?

— На протяжении многих лет пассажирские перевозки были предметом нарекания горожан. Прежде всего жаловались на внешний облик и несоответствие современным требованиям внутреннего комфорта, зачастую говорили о том, что транспорт морально устарел и оказывает большую экологическую нагрузку на окружающую среду и, как оказалось, автобусами город был перенасыщен. С точки зрения обывателя хорошо, когда на остановке один человек и пять автобусов, а конкуренция между водителями неоднократно приводилак ДТП в том числе с жертвами среди пассажиров. Дальше мириться с таким положением дел мы не могли. Было решено реализовать транспортный проект, с участием Белорусского научно-исследовательского дорожного института. Ученые просчитали количество маршрутов для нашего города, какие из них должны быть транзитными, какие — радиальными, количество необходимого транспорта. Мы действовали строго в соответствии с этим проектом. И сегодня мы имеем определенные результаты: в городе работает совершенно новый транспорт — экологичный, удобный и комфортный для горожан в основной своей массе. Тем не менее возникла конфликтная ситуация из-за предпринимателей, которые не захотели менять свой транспорт и не стали участвовать в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок. Обязательным условием которого было не только качественное изменение автопарка перевозчиков, но и смена отношения к пассажирам. Те, кто не согласился работать в новых условиях, не участвовали в конкурсе. Однако они продолжили работать на маршрутах. В этом и заключается суть конфликта. Действия администрации в этом случае полностью соответствовали законодательству.

На сегодняшнем этапе в городе уже нет «Газелей», почти исчезли машины 20-30-летней давности, по графику происходит замена на новые марки автобусов «ЛИАЗ», «Марко Поло», «МАЗ» и «НЕФАЗ», которые сегодня работают на газомоторном топливе и бензиновых двигателях стандарта не ниже Евро-4. Думаю, что горожане оценили преимущества этого транспорта, а мэрия продолжит в свою очередь работу по снижению уровня загазованности в городе. Мы думаем о том, как вернуть на дороги Белгорода троллейбусы. Многие из тех, кто обеспокоен вопросами экологического транспорта, уже задают нам эти вопросы. Конечно, реализация такой идеи требует существенных финансовых и инфраструктурных ресурсов. Но это важное перспективное направление развития городского пассажирского транспорта.

Пожалуй, самый важный для горожан вопрос — это диспетчеризация маршрутов. Человек должен четко знать, когда ему подойти на остановку, чтобы без ожидания вовремя успеть в место назначения. Уже накоплен подобный опыт в других городах и частично внедрена автоматическая система слежения на транспорте и в Белгороде. Система спутникового слежения «ГЛОНАСС» является центральным звеном в ней, и после замены транспорта приступим к организации центрального диспетчерского пульта и работы строго по расписанию. Это нужно решить в первую очередь.

Следующая задача — уйти от наличного денежного расчета. Все это — части большой работы по внедрению концепции нового городского общественного транспорта. Она же отразилась в новых остановочных комплексах. Ведь они не только несут эстетическую функцию, но и вскоре станут пунктом оплаты и мониторинга городских маршрутов. Таковы перспективы и план работы на ближайшее время.

Безусловно, нам предстоит повлиять и на самого горожанина. Так случилось, что те, кто обрел свою мечту — автомобиль, не могут с ним расстаться. Опыт больших европейских городов показывает, что город, а особенно его центр, должен быть без автомобиля. В двадцатиминутной доступности для пешехода должны быть все базовые инфраструктурные объекты, это идет на пользу как здоровью человека, так и городской экологии.

— В Белгороде начато строительство городского перинатального центра. Думаю, что не все понимают значимость и важность этого события. Какого эффекта ждет город от открытия центра?

— Знаете, для меня решение этого вопроса знаковое. Вместе с главврачом второй горбольницы, депутатом горсовета Владимиром Дмитриевичем Луценко мы обсуждали такую возможность достаточно давно. Дело в том, что городской роддом сегодня не соответствует возросшим требованиям как рожениц, так и медиков. Пытаться переделать его под новые стандарты технически не представляется возможным по двум причинам. Первая из них — непрерывный поток рожающих женщин в областном центре. Второе — новое технологическое оборудование требует строительства специальных помещений и специально подготовленных для их установки зданий. Это проблема назревала, и как следствие, у нас неоднократно вспыхивали инфекции. Поэтому мы для себя ставили задачу создания перинатального центра как одну из первоочередных.

Важно, что нас поддержал губернатор Евгений Степанович Савченко. А деньги, на которые возводится объект, — это средства федерального центра, которые стали хорошим инвестиционным решением для строительной отрасли. Отмечу, что забота о материнстве и детстве должна не только быть в приоритете у местной власти, но и иметь очень высокий технологический уровень для оказания своевременной и квалифицированной помощи.

К концу 2015 года строительство должно быть закончено и уже начнут устанавливать оборудование, готовиться к приему рожениц. Центр расположен рядом с другими лечебными учреждениями, которые могут при необходимости оказать помощь как матери, так и малышу. Это очень важный элемент здоровьесберегающих технологий, которые мы смогли применить сегодня.

— Сергей Андреевич, лицей № 9 города Белгорода стал недавно абсолютным победителем областного конкурса «Школа года», а 45-я школа — лауреатом в одной из номинаций конкурса. В прошлом году в конкурсе также первенствовали две наши школы — гимназия № 3 и школа № 13. Значит ли это, что белгородским образовательным учреждениям сегодня нет равных и из чего, на Ваш взгляд, складывается такой успех?

— Не хотелось бы рейтинговать наши школы в рамках этого разговора. Есть специалисты, которые занимаются этим профессионально. Есть две позиции. Одна, когда ты лучший среди сильных, другая, когда ты лучший среди слабых. Белгородчина отличается тем, что сфера образования в нашем регионе сильная. Нас ставят в пример по всей стране. В сельских территориях области, в Губкине и Старом Осколе есть прекрасные школы, которые отличаются тем, что дают глубокие знания по всем предметам общеобразовательной программы. И областной центр должен здесь демонстрировать также высокий уровень и быть на самых высоких позициях, тем более, что для этого есть все условия. Мы гордимся тем, что имеем такой мощный педагогический корпус. Это замечательные люди, которые любят свою профессию, любят детей, любят Родину, и они не могут работать без того, чтобы не быть лучшими. Конечно, мы рады успехам девятой гимназии, но просто в этот период она показала себя немного лучшее 32-го и 38-го лицеев, 12-ой или 22-ой гимназий. Уверен, что это не последние успехи, которые будут демонстрировать педагоги областного центра. И радует не то, какая из школ лучшая, а что у школьников высокое качество знаний. А это — общий результат нашего образования, которым мы по праву гордимся.

— Следующий год — год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В городе объявлен народный марафон по сбору средств на памятник белгородцам, не вернувшимся с войны. Каков вклад городских властей в реализацию проекта, когда и где памятник займет свое место?

— На мой взгляд, существует некая несправедливость. Мало кто знает, но пять тысяч белгородцев ушли на фронт и не вернулись. Их родственники, к сожалению, не имеют места для того, чтобы поклониться подвигу старшего поколения. Идея зрела давно, и мы инициировали её неоднократно, хотя не были готовы ее осуществить. И 70-летие Великой Победы — это последний рубеж, который не дает нам право отступить снова. Мы обсудили идею на экспертном совете, который представляет собой земское собрание, и она была поддержана. Пока памятник не воплощен в художественном образе. Надеемся, что он будет сделан с помощью современных технологических решений. Проект планируем реализовать ко Дню города в 2015 году. В сборе средств попросили принять участие всех горожан. Для нас очень важно, чтобы каждый белгородец был соучастником этой патриотической акции. Именно поэтому и объявлен марафон, в котором важно не количество собранных денег, а личный вклад тех, кто пожертвовал средства на памятник. Географически проект привязан к старому кладбищу. Надеемся, что жители активно поддержат идею и примут участие в обсуждении её художественного воплощения.

Беседовала Елена Трищенко

Записал Юрий Гусаков

Exit mobile version