На уникальную выставку приглашает музей
В Белгородском историко-краеведческом музее работает выставка «Россыпи таланта народа русского». Она подготовлена в рамках выставочного проекта «Парад коллекций» к 90-летию образования музея.
В экспозиции представлены музейные предметы одной из красивейших коллекций «Декоративно-прикладное искусство». В нашей огромной стране, богатой различными природными материалами и талантливыми мастерами, со временем образовалась масса новых направлений народных промыслов. Это наше наследие, которое мы должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную русскую культуру и привнести в нее новое.
Выставка рассказывает о наиболее известных художественных промыслах. Пожалуй, самым популярным среди них является золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Его особенностью является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительная роспись. На выставке представлены кадочки, шкатулки, ковш-павлин, ковш-утка, ставшие символами хохломской росписи, украшенные яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов в Нижегородской области.
Можно увидеть здесь также прекрасные образцы лаковой миниатюры из Палеха, Холуя, Федоскино, Мстеры — эти изделия привлекают изысканностью письма, безупречным пониманием формы украшаемого предмета, поэзией фольклорных образов и мотивов. Неизменный интерес у посетителей вызывают дымковская глиняная игрушка, семеновские и сер-гиево-посадские матрешки. Их простая, лаконичная форма, нарядная роспись вызывают восхищение и восторг.
Фантазию и выдумку народных мастеров демонстрируют представленные на выставке шкатулки, туеса, лукошки из узорной прорезной бересты, родиной которых является г. Великий Устюг в Вологодской области. На севере России с берез снимали большие пластины бересты. Называли их скалами, скальем. С незапамятных времен ска-лье продавали на всех северных ярмарках и рынках. Используя замечательные свойства бересты, пропитанной смолистыми веществами, ее прокладывали на крышах домов, чтобы предохранить бревна от гниения и сырости. Из бересты делались различные сосуды. Крестьянин, уходя в поле на работы, всегда брал с собой туесок с водой или квасом. И в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. Во всех концах нашей Родины и далеко за ее пределами славятся изделия гжельских мастеров. На выставке они являются одними из ярких экспонатов. По белому фарфору сочной синей подглазурной кобальтовой росписью изображены цветы. Спокойной притягательной силой обладают высокохудожественные фарфоровые изделия из Гжели, каждое из которых сохраняет в разнообразных рисунках индивидуальность манеры автора. История Жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень ныне Мытищинского района Московской области — Жо-стово, Осташково, Хлебниково, Троицкое — возникли мастерские по изготовлению расписных изделий. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. Реально существующие и рожденные фантазией художника цветы собираются в букеты или располагаются венками и гирляндами на черном фоне, что нам ярко демонстрируют экспонируемые подносы из фондов музея. В жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народных промыслов, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции.
На выставке представлены также кисловодский фарфор, ростовская финифть, каслинское литье, павлово-посадские платки, а также елецкое и вологодское кружево, золотошвейная вышивка из Торжка — это те центры, где до сих пор сохранены традиции и технологии изготовления предметов декоративно-прикладного искусства. Изделия художественных промыслов ручной работы никогда не повторяются и отражают творческую индивидуальность мастера. Они любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом. Они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.
ГАЛИНА ПРОКОПЕНКО,
научный сотрудник Белгородского историко-краеведческого музея
Фото из архива музея