Неизвестный Дренякин. Послесловие

Разгадана тайна расположения старинного надгробия

Историко-статистический сборник «Белгород с уездом», выпущенный в 1882 году, является всеми уважаемым краеведческим изданием, на протяжении более века служащий настольной книгой для профессиональных историков нашего края и краеведов-любителей. В этом году исполнилось 120 лет со дня смерти его автора — Александра Максимовича Дренякина.

До недавнего времени истинное имя автора сборника скрывалось за скупыми инициалами на обложке издания. О том, что он является уроженцем Белгорода и сыном полковника Максима Тимофеевича Дренякина, каменное надгробие которому установлено во дворе школы № 15 на улице Волчанской, любители истории могли только догадываться. О Максиме Дренякине, одном из храбрых воинов великого Суворова, красноречиво рассказывают надпись на надгробии и небольшой очерк его сына, опубликованный в 1892 году в журнале «Русская старина».

Политический деятель

Имя автора сборника во многих изданиях, в том числе и местных краеведческих, указывалось неверно. Благодаря проведенному исследованию и обнаруженным в архивах документам, удалось восстановить его имя и биографию. Им является младший сын Максима Тимофеевича Дренякина — Александр. А ведь 150 лет назад затерявшееся в веках его имя было широко известно в стране.

Родившись в 1812 году в семье белгородского дворянина, он сделал блестящую карьеру: к тридцати годам стал флигель-адъютантом Николая I, находился некоторое время на посту губернатора Гродненской губернии, затем служил в жандармском управлении Министерства внутренних дел, завершив карьеру в звании генерал-лейтенанта. Александр Дренякин находился в центре внутриполитических событий России, решительность его действий сделала фамилию «Дренякин» в XIX веке нарицательным именем. А известный идеолог анархизма М. А. Бакунин, подчеркивая серьезность намерений, подписывал некоторые свои письма «Дренякин II». Выйдя на пенсию, А. Дренякин вернулся в родной город, посвятив последние годы жизни написанию мемуаров и изданию известного теперь всем историко-статистического сборника.

Статья, посвященная Александру Максимовичу с подробным описанием его биографии, была опубликована в газете «Наш Белгород» в мае 2013 года. Но дата смерти его была указана из печатных источников, которые противоречат друг другу. Путаница же с этой датой возникла еще в конце XIX века, когда в журнале «Русский архив» было напечатано, что умер он в 1877 году. После этого знакомый с ним Николай Зехтен написал опровержение, указав на то, что Александр Дренякин печатал в 1892 году небольшую статью о своем отце в журнале «Русская старина». Современные источники часто просто перепечатывают неправильную дату, не обращая внимания на последующие публикации.

Родовая усыпальница

Недавно нам удалось все же установить точную дату смерти Александра Максимовича, обнаружив запись в метрической книге Рождество-Богородицкой церкви Белгородского женского монастыря за 1894 год: «4 сентября умер, 7 сентября погребен генерал-лейтенант, армейский кавалер Александр Максимович Дренякин, причина смерти — от старости». Погребение совершали священники Роман Егоров, Николай Кокорев, Владимир Софронов, дьякон Михаил Стефановский, похоронен — «в ограде Вознесеновской церкви села Михайловского (Пески тож)».

Расположение этой церкви соответствует сейчас территории школы № 15, во дворе которой установлено надгробие Максиму Дренякину. До середины XX века этот район города был пригородным селом Михайловским или Пески, название которого до сих пор сохраняется в памяти белгородцев. Мать Александра — Мария Петровна Дренякина владела в этом селе землей «за большим Донецким мостом по левую сторону большой дороги из города Белгорода в Волчанск и прилегающая к реке Донцу», которая перешла ей в наследство 22 апреля 1837 года от отца — капитана артиллерии Петра Аммосова. Жила семья Максима Дренякина, вероятно, в том же селе.

В ограде православных церквей часто хоронили ее служителей и меценатов, а живущие в этом приходе помещики часто щедро жертвовали на содержание храма. Поэтому место погребения Александра, скорее всего, рядом с отцом и матерью, так как в 1889 году вдову полковника Максима Дренякина Марию Петровну, 97 лет от роду, так же отпевали в той же Рождество-Богородицкой церкви женского монастыря. И, по записям в метрической книге, похоронили в ограде Вознесеновской церкви села Пески.

Благотворители

Отпевание покойных Дренякиных в Рождество-Богородицкой церкви свидетельствует об особом к ним отношении священнослужителей Белгородского женского монастыря. Архимандрит Анатолий в своей работе «Белгород и его святыня» упоминает о покупке в 1869 году Дмитрием Дренякиным, двоюродным братом Александра, городского пустопорожнего места и пожертвовании его в пользу женского монастыря. Дмитрий, сын генерал-майора Василия Тимофеевича Дренякина, — участник Крымской войны, командовал седьмым эскадроном Тверского драгунского полка, на Кавказе в сражении при селении Кюрюк-дала в 1854 году был тяжело ранен. Вероятно, вскоре после этого он вышел в отставку в звании майора, вернулся в Белгород и вел активную общественную жизнь — избирался мировым судьей, почетным судьей, затем председателем уездной земской управы.

Скорее всего, подарок монастырю земельного участка и является объяснением особого почитания монастырем семьи Дренякиных. Но, надо сказать, что Александр Максимович тоже был неравнодушным православным христианином. Нам известно, что до сих пор в Свято-Архангело-Михайловском храме села Ракитное Нововодолажского района Харьковской области хранится реликвия — запрестольный деревянный крест высотой 213 сантиметров, в верхней части которого расположена металлическая полоса с выгравированной надписью «Пожертвован его превосходительством Генерал-Лейтенантом Александром Максимовичем Дренякиным 1 августа 1880 года».

История же каменного надгробия с могилы Максима Дренякина, чудом уцелевшего в бурном XX веке, не простая. После размещения в Преображенском храме краеведческого музея, его было решено поместить возле музея. Но надгробие «не прижилось» на новом месте и его вернули обратно. Теперь можно с уверенностью сказать, что место нахождения надгробия является правильным. И в ограде Возенесеновской церкви, а теперь это территория школы № 15, были действительно похоронены храбрый защитник нашего Отечества Максим Тимофеевич Дренякин с женой Марией Петровной, и их сын Александр, оставивший нам свой небольшой, но такой бесценный краеведческий источник.

Елена Кривцова, Александр Лимаров

На фото: Александр Дренякин, запрестольный крест, каменное надгробие М. Т. Дренякина.

Exit mobile version