Когда музыка оживает

В Белгородской филармонии отметили День рождения органа

Ярко и красочно отметил король инструментов свое трехлетие. Праздновали его два дня: в первый музыканты из Санкт-Петербурга представили «Концерт для уникального голоса с органом», а во второй белгородский органист Тимур Халиуллин показал зрителям «Органные сюрпризы».

Желающих поздравить белгородский орган было так много, что билеты раскупили задолго до концерта. Ценители звучания короля инструментов начали собираться у дверей органного зала за час до назначенного времени, когда именинник еще молча стоял, поблескивая металлическими трубами и ожидая яркого действа в свою честь. Для него тоже в этот день были сюрпризы: к примеру, ранее никогда в стенах органного зала не было проекционного шоу. Его создал Вадим Радченко, организатор ежегодного лазерного шоу на стенах диорамы.

— Тимур дал названия произведений, которые хотел бы исполнить. Мы послушали музыку, и картинка сама по себе появилась в голове. Проработали визуальный ряд, а когда показали, что получилось, Тимуру- он только ахнул, — рассказал Вадим.

Но самую зрелищную часть оставили на сладкое, а пробудился орган под пальцами Тимура Ха-лиуллина, исполняющими «Се ныне Благословляйте Бога» Ференца Листа.

В следующий момент звучала «Сарабанда» Генделя, и ее орган исполнил дуэтом с клавесином. Тимур буквально парил от инструмента к инструменту, создавая своеобразный музыкальный диалог: нежным переливам клавесина вторил зычный мужественный орган.

Далее именинник звучал в сочетании с флейтой и виолончелью, озвучивал зрелищное светодиодное шоу от арт-директора театра огненных мистерий Shadows Олега Кравцова. А под музыку Камиля Сен-Санса на сцену выпорхнула танцовщица «Молодого балета» Алиса Зылёва. Со своей ученицей, студенткой БГИИК Любовью Павловской, Тимур представил публике озорную, ироничную симфонию с имитацией военного оркестра Джованни Моранди. Любовь — не единственная ученица органиста, в этом году Тимур Халиуллин набрал целый курс ребят из института культуры.

— В эту пятницу в стенах филармонии состоится первый отчетный концерт, — анонсировал Тимур и продолжил удивлять зрителей.

На очереди — вариации на тему Паганини для педали соло, то есть звук из инструмента музыкант извлекает исключительно ногами. Человеку несведущему в это сложно поверить, впрочем, даже профессиональные органисты порой игнорируют сольные программы на педальной клавиатуре. Тимур же испытывает к такой технике особую страсть — в 2013 году он защитил диссертацию «Педальная техника органиста», после чего представил в филармонии концерт «Виртуозная педаль». И вот, в день рождения белгородского органа, музыкант невероятно ловкими движениями ног по педалям вызывал у публики море удивления и восхищения.

Наконец, наступил момент увидеть самую яркую часть концерта. Под первые аккорды Баховской токкаты и фуги ре минор на самом инструменте и стене вокруг него начала рождаться Вселенная. Большой взрыв, просторы бескрайнего космоса, потоки бурлящей лавы и, наконец, Земля спокойная, голубая, покрытая пушистыми белыми облаками. «Висячие сады Семирамиды» Жана Алена — и перед взором зрителя предстал процесс зарождения жизни на Земле. И плыли по стене бактерии, и текли реки, и светило яркое солнце. Токката из «Готической сюиты» Леона Боэльмана — и начинается человеческая эпоха, и, как отражение цивилизации, на органе отображаются микросхемы и часовые механизмы. Кажется, что музыка оживает, синтез света и звуков, извлекаемых из инструмента Тимуром Халиуллиным, заставляет зрителя на время шоу сидеть, затаив дыхание, а по завершении, как одним общим выдохом, взорваться бурными овациями.

Exit mobile version