Художница из Нескучного

Исполнилось 130 лет со дня рождения Зинаиды Серебряковой

В Белгородском художественном музее поговорили об одной из первых русских женщин, вошедших в историю живописи, и открыли выставку ее работ.

Зинаида Серебрякова родилась 12 декабря 1884 года в родовом имении Нескучное Белгородского уезда Курской губернии (ныне село Нескучное Харьковской области). Вся ее семья была творческой — отец, Евгений Николаевич Лансере, был скульптором, мать — Екатерина Николаевна Лансере, урожденная Бенуа, приходилась родной сестрой Александру Бенуа, одному из самых видных деятелей в русской художественной жизни Серебряного века.

Детские и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны прошли в Петербурге. Своё влияние на формирование юной художницы оказали архитектура и музеи Петербурга, роскошный парк Царского Села, куда семья выезжала летом. Талант девочки развивался под пристальным вниманием старших членов семьи, в частности, братьев, которые готовились стать профессиональными художниками. Вся домашняя обстановка семьи воспитывала уважение к классическому искусству: рассказы деда Николая Леонтьевича об Академии художеств, поездки родителей с детьми в Италию, где они знакомились с шедеврами эпохи Возрождения, посещали музеи.

После окончания женской гимназии в 1900 году Зинаида Серебрякова обучалась в художественной школе, основанной княгиней Тенишевой. Она являлась ученицей Ильи Репина и художника-портретиста Осипа Браза.

Начиная с 1898 года, почти каждую весну и лето Серебрякова проводила в Нескучном. Работа юных крестьянских девушек в поле привлекала её особое внимание. Эта заинтересованность нашла большое отражение в творчестве художницы. У нее есть большой цикл картин, посвященных крестьянскому труду.

Именно в Нескучном художница встретила свою единственную любовь — Бориса Серебрякова, создала с ним семью и родила детей. Здесь же, в родовом имении, она написала свои всемирно известные работы.

Зинаида Серебрякова работала в самых различных жанрах: портрета, пейзажа, натюрморта, композиционных произведениях, монументальной росписи.

Значительное место в ее творчестве занимают портреты. Она писала себя, своих детей, близких и друзей. Одна из самых известных ее работ — автопортрет «За туалетом», написанная в Нескучном. На картине Зинаида перед зеркалом расчесывает волосы. Работу приобрела Третьяковская галерея. С этой картины и началась известность художницы.

Зинаида Серебрякова стала одной из первых женщин-художниц, вошедших в историю живописи, ее считают мастером европейского значения. Творческая манера художницы, актуальная во время Серебряного века в России, но не имевшая широкой популярности в годы французской эмиграции, сегодня чрезвычайно интересна и привлекательна для исследователей и зрителей различных стран. Ее работы хранятся во всемирно известных музеях, коллекционеры мечтают иметь у себя картины Серебряковой и приобретают их за огромные деньги.

Неотъемлемой частью творческого наследия художницы являются семь графических произведений, которые до 30 декабря можно увидеть на выставке в Белгородском государственном художественном музее. Среди них — один из автопортретов Зинаиды Серебряковой, наброски к одному из вариантов картины «Беление холста», хранящейся в Русском музее, портрет археолога Г. И. Тесленко и другие.

Exit mobile version