В выставочном зале «Родина» поговорили о стрит-арте
Белогорочка, силуэт девушки, портрет генерала Ватутина, девочка на качелях и исполинский паровоз на улице Вокзальной — в этом году молодые художники беспрестанно радовали нас новыми картинами, украшающими городские улицы.
Однако, как оказалось, у белгородских мэтров сферы искусства мнение относительно уличных картин несколько отлично от большинства обывателей.
Уже много лет в Сети то и дело поднимался вопрос: почему в разных городах на зданиях, на кирпичах и серой штукатурке, появляются яркие картины, а у нас такого нет. Приводился в пример давно полюбившийся белгородцам фасад дома на улице Октябрьской, где молодой человек осторожно ступает по карнизу, чтобы попасть в одно из окошек.
В этом году все жаждущие видеть картины на фасадах были удовлетворены: управление молодежной политики объявило конкурс на лучший проект росписи, в итоге были выбраны пять наиболее интересных эскизов и в течение пары месяцев реализованы.
На страницах газеты мы писали про каждый из этих рисунков, выезжая на места, общались с людьми и слушали их восторженные отзывы. Но это обыватели. Профессионалы же имели насчет новых картин свое мнение, и в связи с этим родилась идея коллективного обсуждения стрит-арта в выставочном зале «Родина».
Встреча собрала художников-монументалистов, молодых авторов, которые оформляли фасады зданий, руководителей управления молодежной политики и управления культуры городской администрации, представителей прессы, горожан, неравнодушных к образу города.
Анатолий Шишков, скульптор, автор многих работ, последняя из которых -«Материнство», установленная на аллее, ведущей к дворцу спорта «Космос», высказался относительно стрит-арта крайне негативно, заметив, что стена — это оружие пропаганды, ввиду того, что ее ежедневно видит множество людей. И поэтому изображения на ней должны быть наполнены глубоким смыслом, прививать какие-то ценности. А то, что нарисовала молодежь — безвкусица.
Не менее резко высказался белгородский архитектор Владимир Вишневский. Он назвал стрит-арт «распи-сулечками», заметил, что недолговечность этих рисунков их обесценивает и, возможно, при оформлении фасадов лучше обратиться к фрескам и лепнине, как в старые добрые времена.
Нотку конструктива внес в беседу художник-монументалист Родион Кузнецов. «Запрещать и не пущать — это неправильно», — начал он и высказал свою позицию относительно зонирования города.
— Я считаю, что молодежи нужно давать возможность реализовываться в определенных местах, правильно распределив территорию и не затрагивая мест общественного значения, — отметил художник.
Также он высказал инициативу курировать работу молодых художников.
Схожую с Родионом Кузнецовым позицию высказал и председатель правления Белгородского регионального Союза художников Станислав Дымов. Он сказал, что нужно обозначить территорию, в радиусе около пяти километров от центра, и за ее границами уже разрешать писать картины в стиле стрит-арт.
Также Станислав Федорович похвалил присутствовавших на встрече молодых художников, заметив, что их вины в недовольстве высокой художественной братии нет, они со своей задачей справились отлично. Проблема в том, что изначально в оргкомитете конкурса не было ни одного художника или архитектора, а значит, никто не мог подсказать молодым авторам, вписываются ли их работы в окружающую среду. Он подчеркнул, что для общей пользы будет лучше, если в будущем художники будут давать проектам профессиональную оценку.
К счастью, по итогам обсуждения, прошедшего в «Родине», от идеи раскрашивать городские стены не отказались, у художников много планов, в частности — 70-летие Победы, которое будет отмечаться в будущем году.