От традиционной модели сметного финансирования — к новому формату
Публичные слушания проекта муниципального бюджета на следующий год и плановый период до 2017 года прошли 12 ноября в мэрии. С содержанием главного финансового документа города, а также его особенностями участников заседания познакомила заместитель руководителя комитета финансов и бюджетных отношений Светлана Рулева.
В начале своего выступления она подчеркнула, что бюджет-2015, в отличие от предыдущих, сверстан по программному принципу. В результате 92% расходов проекта бюджета предназначены для реализации 15 муниципальных программ, которые охватывают практически все сферы жизни города. Формирование упомянутых программ, а следовательно, и основных параметров бюджета, тесно увязано с приоритетными задачами стратегии развития Белгорода до 2025 года.
Светлана Федоровна отметила: «Новый формат документа призван сменить традиционную модель сметного финансирования, при котором основные акценты делались на исполнении расходов и целевом использовании средств без их связи с конечным результатом. Отныне бюджетные средства выделяются в соответствии с показателями целевой эффективности городских программ, в том числе по объему и качеству оказываемых жителям муниципальных услуг». Доходную часть бюджета городского округа на следующий год предлагается утвердить в размере 7779 млн рублей, а расходную — 8139 млн рублей. Таким образом дефицит составляет 9,5 % от объема доходов. В 2016 и 2017 годах намечен рост суммы доходов порядка 2% по сравнению с 2015 годом. При этом предполагается сохранить предельно допустимый размер бюджетного дефицита ?10 процентов (см. рис. 1).
Прогнозируемый объем собственных доходов в бюджет-2015 составляет 3807 млн рублей. Светлана Рулева обратила внимание участников слушаний на планируемый рост налоговых поступлений более чем на 6% от уровня текущего года. Достигнуть этого намечается за счет дальнейшего наращивания налогового потенциала, улучшения администрирования и собираемости платежей.
В структуре собственных доходов (см. рис. 2) основными источниками поступлений в муниципальную казну является земельный налог и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На их долю приходится почти 61% от общей суммы.
Рост объемов, по отношению к нынешнему году, прогнозируется получить от патентной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности и от налога на имущество физических лиц. В соответствии с изменениями, внесенными в федеральное законодательство, с 1 января индексируются ставки госпошлины в среднем в 1,6 раза. В связи с этим прогнозируются поступления от госпошлины в городской бюджет-2015 в сумме порядка 94 млн рублей.
Рассказала Светлана Федоровна также о новациях в формировании муниципального дорожного фонда. В настоящее время 97% поступлений в него составляют доходы от акцизов от продажи нефтепродуктов, перечисляемые из регионального бюджета. На следующий год их доля сократится до 41 %, а 57% планируется получить от предоставления услуг платных парковок. К слову, объем муниципального дорожного фонда в 2015 году определен в размере 29,8 млн рублей, что в 1,7 раза больше, чем в нынешнем.
Приоритетом при формировании расходной части бюджета на 2015 и два последующих года определена его социальная направленность. В течение трех лет на финансирование муниципальных программ предлагается направить 22,7 млрд рублей.
Традиционно наибольшая доля расходов муниципальной казны приходится на сферу образования. В проекте бюджета-2015 она составляет немногим более половины затрат -около 4,0 млрд рублей. Отметим, что 2,9 млрд рублей из этой суммы идет на зарплату сотрудников образовательных учреждений. Затем по объему расходов следуют социальная политика и национальная экономика (см. рис. 3).
Расходы на финансирование в следующем году функционирования муниципальных учреждений планировались с учетом строгой экономии бюджетных средств, что связано с ограниченными возможностями доходной части бюджета. Так, бюджетные инвестиции в капитальное строительство объектов муниципальной собственности в 2015 году планируются в размере всего 287 млн рублей. На благоустройство территории городского округа (включая ремонт дорожной сети) в следующем году предлагается направить примерно столько же средств, как и в нынешнем.
В завершение Светлана Рулева привела ряд примечательных данных. Так, расходы в 2015 году на содержание одного ребенка в общеобразовательном муниципальном образовательном учреждении составят (из всех источников финансирования) 59 тыс. рублей, а в детском саду — 84 тыс. рублей. Лечение жителя города в стационаре обойдется в 21,6 тыс. рублей. Затраты на проведение культурных мероприятий в расчете на одного жителя Белгорода в следующем году равняются пятистам рублям.
Участники слушаний предложили рассмотреть возможность финансирования за счет средств муниципального бюджета работ по строительству дополнительных домиков в лагере отдыха «Юность» и переносе водозабора с ул. Донецкой в экологически благополучное место.
Эксперты из областной администрации и федеральной налоговой службы отметили, что проект муниципального бюджета сформирован с учетом объективных источников дохода и с соблюдением норм действующего законодательства. Они заявили о намерении подготовить документ, который обобщит все предложения и замечания.
Проект бюджета — 2015 должен быть передан на рассмотрение депутатам Совета депутатов города Белгорода до конца этой недели.