Архивные документы и фотографии — бесценные источники, беспристрастно передающие нам сквозь столетия важную информацию, из которой складывается история. Чем больше таких источников, тем ярче и реалистичнее история, тем ближе мы к ее пониманию. И если архивные документы создавались на протяжении нескольких столетий, то фотография всего чуть более 150 лет стала служить истории.
Фотографическая летопись нашего города начала «записываться» с конца XIX века, до последнего времени его облик мы могли видеть только глазами трех фотографов. Это — А. М. Иваницкий, А. Д. Ермаков, и мастер цветной фотографии С. М. Прокудин-Горский. Наш рассказ сегодня — о неизвестных ранее фотолетописцах нашего города, оставивших следующим поколениям прекрасные его виды, — П. П. Покрышкине и В. Д. Машукове.
Пётр Петрович Покрышкин
Покрышкин Петр Петрович (1870-1922) — академик архитектуры, основоположник научной реставрации памятников архитектуры, сотрудник Императорской археологической комиссии. С 1895 года он принимал участие в экспедициях, обследуя памятники архитектуры, как за рубежом, так и в различных городах Российской империи. Объектами его исследований стали известные культовые здания Болгарии, Самарканда, Киева, Архангельска, Смоленска, Ярославля и ряда других городов. Результаты поездок — отчеты, фотографии, рисунки и чертежи. Посвятив большую часть своей жизни изучению памятников культовой архитектуры, Петр Петрович в 1920 году выбрал путь священнослужителя. Последние дни жизни он прожил в Лукояновском Тихоновском монастыре Нижегородской губернии.
Не обошел вниманием академик и наш город, посетив его с научными целями летом 1917 года. Первоочередной задачей его стало обследование внутреннего убранства местных церквей. Позже, в 1918 году, отчеты обследования были опубликованы в «Известиях государственной Российской археологической комиссии». Но, помимо описания, более интересным и важным является то, что он оставил для нашего города чуть более двух десятков уникальных фотографий Белгорода 1917 года. В отличие от известных почтовых открыток — это совсем другие фотографии! Как бы мы не увеличивали известные изображения почтовых открыток, но уйти от «панорамности» и оказаться на улице старого Белгорода не удается. Снимки же Покрышкина — живые, передающие дух и настроение последних безмятежных дней дореволюционного Белгорода.
Среди них есть фотография колокольни и Аннозачатьевской церкви Рождество-Богородицкого женского монастыря. Храмы женского монастыря, располагаясь в центре Белгорода на месте современного драматического театра, являлись украшением города. В начале XIX века на Святых воротах монастыря была заложена каменная церковь во имя Пресвятой Богородицы Корсунской, над которой впоследствии возведена колокольня. Аннозачатьевская трехпрестольная церковь построена в 1838 году рядом с колокольней на средства белгородского купца Николая Ивановича Чумичева. Сам же монастырь был основан в 1622-1623 году в остроге Белгородской крепости, на месте современного Старого города, а первое упоминание о приходской Рождество-Богородицкой церкви относится к 1616 году. Просуществовавший ровно 300 лет белгородский женский монастырь был закрыт летом 1923 года, величественные храмы еще продолжали стоять, но злой рок уже стал отсчитывать последние годы их существования.
Прошло уже почти сто лет, как известный академик архитектуры посетил Белгород, тем самым выразив ему свое уважение и признательность. Наш город за минувший век значительно изменил свой облик, а большинство зданий того времени навсегда исчезли. Запечатленные же на века мастером бытовые сцены, достопримечательности города, церкви и монастыри — все это бесценно для изучения истории нашего города.
Владимир Дмитриевич Машуков
Владимир Дмитриевич Машуков (1866-1927) — подполковник, служивший в Екатеринославе в 133-м Симферопольском полку, участник Русско-японской и Первой мировой войн, награжден Георгиевским оружием. Профессиональный военный, по призванию он был историком, архивистом, археографом. Предметом его изучения стали памятники архитектуры, интерес к которым возник еще в гимназические годы, а предпочтение отдавалось церковной архитектуре.
После окончания в 1886 году в Москве кадетского корпуса В. Д. Машуков начал путешествовать по России, изучая православные памятники, при этом делал их описание и зарисовки. С этого времени поездки стали ежегодными, а с 1890 года он стал выполнять фотосъемку, о которой сам написал: «Своей специальностью при фотографировании я избрал съемку памятников и предметов церковной старины». Маршрут поездок охватывает более половины Российской империи того времени — Петербургская, Бессарабская, Виленская, Смоленская, Тифлисская, Ярославская и еще 25 губерний. Владимир Дмитриевич отмечал, что в выборе места осмотра памятников старины не было системы, планировались только наиболее интересные пункты остановок. В 1907 году среди них стал и уездный Белгород, где он сделал ряд интересных, высококачественных снимков.
Фотонаследие Машукова насчитывает несколько тысяч фотографий — это уникальный документальный источник по истории религии России и других современных государств бывшей Российской империи. Снимки отличают высокое качество и художественно-эстетическая ценность, профессионализм исполнения. При отборе объектов съемки учитывалась историческая ценность памятников, их духовная значимость для местного населения. Фотографии Машукова еще в начале XX века были приобретены Императорской археологической комиссией, подарены Святейшему Синоду, Московскому и Петербургскому историческим музеям и другим учреждениям. В этот же период его снимки стали печатать в журнале «Русский паломник».
Фотографии Белгорода, выполненные Машуковым, были опубликованы в различных местных краеведческих изданиях, но авторство их было не установлено. Теперь мы знаем имя этого человека — настоящего патриота своей родины, с уважением относящегося к ее истории, культуре, архитектурному наследию. Среди его работ есть снимок Петропавловской церкви, изображения которой до последнего времени считались неизвестными. Месторасположение церкви соответствовало пересечению современной улицы Вокзальной и Белгородского проспекта, прихожанами ее были жители слободы Савиной. Точная дата постройки церкви не установлена, первое известное упоминание о ней — в документах первой петровской ревизии 1719 года.
Первоначально храм был деревянный, как и все первые церкви Белгорода, новое каменное здание выстроено только в 1777 году. Церковь имела три престола: главный средний — во имя Святых апостолов Петра и Павла, северный — во имя Казанской Божьей Матери, южный — в честь Богоявления Господня. Согласно клировой ведомости 1872 года, все престолы были отапливаемые. Петропавловская церковь, как и большинство белгородских церквей, разрушена. Решением № 10 Курского облисполкома от 27 апреля 1936 года она была определена под снос.
Фотографии двух ранее неизвестных авторов исторических снимков нашего города — Петра Петровича Покрышкина и Владимира Дмитриевича Машукова — абсолютно разные по своему художественному стилю, но одинаково бесценны для нас, живущих сегодня.
Александр Лимаров,
Елена Кривцова
Фотографии публикуются впервые