Автомобили, автомобили буквально все заполонили
Слова незатейливой песенки, исполненной ансамблем «Веселые ребята» добрых три десятка лет назад, не только не устарели, а с каждым годом становятся все актуальнее. Практически каждый третий белгородец сегодня имеет автомобиль. А те, кто его не имеет, мечтает приобрести. При этом те и другие испытывают недовольство по ряду причин, в которых мы сегодня попытаемся разобраться, а также рассказать читателям, что делается властями, чтобы исправить существующую ситуацию и наш родной город по-прежнему оставался удобным для жизни.
О пробках и не только
Согласитесь, утренние и вечерние пробки на дорогах -бич нашего времени. Они вызывают досаду у тех, кто имеет «железного коня», который вынужден стоять в плотном строю таких же нетерпеливых мустангов по утрам и вечерам. Сетуют на них и те, кто личного авто не имеет и пользуется общественным транспортом, который вынужден тащиться со скоростью старой клячи из-за того, что «лошадники» то и дело занимают полосу, по которой должны двигаться автобусы и троллейбусы.
В декабре 2012 года в Белгороде было зарегистрировано 102,5 тысячи автомобилей, а в декабре 2013-го — уже 110 тысяч.
Но если бы только пробки были причиной недовольства горожан. В буквальном смысле мешают жить автомобили, занимающие все пространство дворов: тротуары, газоны, детские и спортивные площадки. Среди них нередко можно встретить и те, что отжили свой век и стоят забытые хозяевами, врастая в землю. Мне как-то сосед сказал: «Плюнь в окно и обязательно попадешь в авто». Вот такой каламбурчик, вполне отвечающий реалиям времени.
Но если с наличием машин во дворах еще как-то люди мирятся (видимо, потому, что сами их туда и ставят), то с «забитыми» всегда под завязку автомобильными карманами, особенно расположенными около поликлиник, больниц, торговых центров, рынков, мириться не желают.
Проблема одна на всех
В самом деле, тебе нужно, скажем, срочно к врачу, а автомобиль поставить негде, разве что за полкилометра в чьем-то дворе. А ведь если разобраться, на стоянке возле поликлиники стоят вовсе не машины пациентов, а медицинских работников учреждения, банковских и других служащих, чей офис находится неподалеку. Причем стоят весь рабочий день. И так из месяца в месяц.
Что с этим делать, как изменить сложившуюся ситуацию? Данным вопросом задаются не только власти и общественность Белгорода, во многих городах России сегодня подобные проблемы. Выход очевиден: брошенные автомобили — в утиль, парковочное пространство — по возможности увеличить, а имеющиеся парковки в центре города — сделать платными.
Как показал анализ, 30 — 40% пробок в городе возникает из-за неправильно припаркованного транспорта, который сокращает пропускную способность дорог. Не будет их, будем ездить быстрее и безопаснее.
Новая структура
Как мы уже рассказывали на страницах газеты, в городе регулярно проводятся рейды по выявлению автохлама и отправке его на утилизацию. Неправильно припаркованные и длительно стоящие во дворах и на обочинах дорог автомобили доставляются на штрафстоянки. Кроме того, городские власти создали структуру, которой предстоит заниматься созданием и координацией работы платных парковок. Это муниципальное казённое учреждение «Белгородское парковочное пространство», учредителем которого является администрация Белгорода. Кстати, подобные организации созданы уже в ряде городов страны, где также апробируются пилотные проекты по организации платных парковок.
В Москве следит за работой платных стоянок, а также занимается созданием объектов единого парковочного пространства и рассмотрением дел о нарушениях правил пользования стоянками государственное казенное учреждение «Администратор Московского парковочного пространства».
Ситуация диктует условия
Введение платных парковок -широко распространенный в мире способ борьбы с загруженностью дорог. В Европе они начали развиваться с 40-х годов прошлого века. К тому, где сделать платную, а где бесплатную парковку, в дневное, вечернее или ночное время, в выходные или в праздники, страны Европы шли десятки лет. У нас этот процесс проходит хотя и позднее, но гораздо быстрее, поскольку само время и возникшая ситуация диктуют свои условия.
Приехал, скажем, человек в центр города по делам, поставил автомобиль на парковку. Управился за час — ничего не платишь, не управился — плати. А те, кто ставит своего «коня» на целый рабочий день, подумают, стоит ли это делать. Быть может, дешевле на общественном транспорте ездить на работу? Это, кстати сказать, принесет немало пользы всем: пробок будет меньше, бюджет семьи — сохраннее, экология — чище.
При разработке проекта платных парковок в Белгороде за основу взяли опыт Москвы, Екатеринбурга и Сочи.
Места платных парковок в Белгороде
Для разгрузки центра города постановлением администрации Белгорода определены места платных уличных парковок: на проспектах Славы и Гражданском, улицах Князя Трубецкого, Попова, Белгородского полка, Николая Чумичова, Вокзальной, Губкина, а также рядом с площадью Вокзальной. Плата за размещение одного транспортного средства определяется в зависимости от его разновидности: мотоциклы, легковые авто, фургоны, микроавтобусы и грузовые машины весом до 3,5 тонны можно припарковать за 30 рублей в час, автомобили массой от 3,5 тонны — за 120 рублей. Работать платные автостоянки будут с понедельника по пятницу с 8.00 до 20.00.
В Лондоне стоимость часа парковки в центре не менее ?4, что сегодня составляет более 200 рублей. Время парковки — не более двух часов. Платный там и въезд в центр города — ?10 (взимается по рабочим дням с 7.00 до 18.00).
Оплата за стоянку на парковке в центре Белгорода будет производиться через паркоматы. Как сообщил руководитель МКУ «Белгородское парковочное пространство» Михаил Смоляков, сегодня уже установлено 9 пар-коматов, в ближайших планах — установка еще 10.
А льготы будут?
Понятно, что многих горожан интересует, предусмотрены ли льготы для отдельных категорий граждан и автомобилей?
Конечно, предусмотрены. На новых парковках бесплатно можно будет оставить автомобили экстренных оперативных служб, машины ветеранов Великой Отечественной войны, узников концлагерей, родителей детей-инвалидов, многодетных семей.
Бесплатной парковкой можно воспользоваться на основании парковочного разрешения, выдаваемого органами соцзащиты администрации города.
Что касается жителей, привыкших ставить автомобили под окнами домов, выходящих на улично-дорожную сеть города, то планируют разрешить это делать с 20.00 до 8.00. Остальное время оставлять машину придётся за деньги. Эти меры со временем приучат горожан пользоваться услугами паркингов, где парковочное место стоит дешевле.
А если не платить?
Понятно, что не все наши граждане одобряют идею платных парковок. У одних еще живы в сознании прежние мировоззренческие ценности, что «все вокруг народное, все вокруг мое». Другим невдомек, как можно платить за то, что еще вчера было халявным. Третьим непросто расстаться со своими «кровными», пусть и на нужное дело. Вот и бродит в головах некоторых мысль: «А если не платить?»
Тех, кого посещают столь нездоровые мысли, сразу хочется предупредить: автомобилистам, которые не будут вносить плату за пользование платными парковками, грозит штраф до полутора тысяч рублей. Соответствующий закон был утвержден 23 октября текущего года на заседании Белгородской областной Думы.
Согласно принятому документу, за невнесение платы за пользование платными парковками автомобилистов будут штрафовать на одну тысячу рублей. Тем, кого в течение года поймают на повторном нарушении, придется выложить уже полторы тысячи.
P. S.
Итак, подготовительная работа по организации платных парковок в Белгороде завершена, и теперь наступает период реализации намеченных планов.
ЕЛЕНА ВОЛОДИНА