«Живописью и музыкой живу…»

В этом году исполнилось 170 лет со дня рождения Василия Дмитриевича Поленова

В Белгородском художественном музее состоялся вечер памяти выдающегося русского художника Василия Дмитриевича Поленова. В этом году исполнилось 170 лет со дня его рождения.

И хотя в фондах музея нет его картин, традиция отмечать юбилейные даты, посвященные памяти великих художников — русских, зарубежных, а также известных белгородских мастеров — поддерживается в музее не первый год. Различные мероприятия проводятся в рамках специальной программы, разработанной сотрудниками музея, и собирают людей разного возраста — от школьников до пенсионеров.

Рассказ о Поленове сопровождался видеосюжетами о его жизни и творчестве и показом слайдов работ мастера с их искусствоведческим анализом.

Загадочный художник

Поленов — фигура в русском искусстве загадочная. В историю он вошел своим проникновенным словом поэта в живописи, открывшего мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочного величия Востока.

Замечательный живописец, талантливый театральный организатор и декоратор, а также композитор Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 года в Петербурге в семье потомственных дворян. Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным археологом и библиографом, а дед — академиком русского языка и словесности. Мать будущего живописца, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, являлась внучкой известного архитектора Н. А. Львова и обладала литературным даром: писала книги для детей. Она поддерживала дружеские отношения с Ф. А. Бруни и К. П. Брюлловым, у ученика которого брала уроки живописи. Мария Алексеевна замечательно писала портреты членов своей семьи и друзей и всегда хранила в себе страстное увлечение изобразительным искусством. Любовь к рисованию и наукам была свойственна всем детям Поленовых, а вот способности к рисованию еще в раннем детстве наиболее ярко проявились у старшего сына Василия.

В Петербурге, в столичном доме дворян Поленовых, царила художественная и интеллектуальная атмосфера. Здесь часто бывали ученые, профессора,

музыканты, живописцы, аристократическая элита. Часто к ним наведывался тогда еще студент Петербургской академии художеств П. П. Чистяков, ставший впоследствии знаменитым педагогом и профессором академии и преподавателем у Василия. Встреча с П. П. Чистяковым стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Василия и его сестру в 1856-1861 годах. В то время он требовал от своих учеников пристального изучения натуры. Учитель сумел передать своему ученику главное — профессиональный подход к живописи, понимание того, что настоящее искусство может возникнуть лишь в результате тяжелой работы. И Поленов это усвоил.

Талант многогранный

Несмотря на ежедневный труд в мастерской, он одновременно учился еще и в Петербургском университете на юридическом факультете. Для столь способного студента это не составляло никакого труда.

Многогранность, сложность, иногда даже противоречивость творчества Поленова не раз ставили в тупик художественных критиков, зрителей и друзей художника. При первом знакомстве с обширным живописным наследием Поленова может действительно показаться, что «Поленовых» много, что создатель «Московского дворика» — это совсем другой человек, чем автор декораций к Орфею Глюка, и что художник, написавший Христа и грешницу, не мог быть соавтором Васнецова по созданию Абрамцевской церкви.

Поленов имел незаурядный дар архитектора, музыканта и композитора, пробовал себя на любительской сцене в качестве актера и режиссера, был талантливым педагогом, театральным и общественным деятелем. Сам Василий Дмитриевич так говорил об этом: «Я люблю все искусства, все они мне дороги. Архитектурой я занимался, поэзией и скульптурой наслаждался, а живописью и музыкой я живу…».

Последней большой художественной работой 77-летнего Поленова была диорама — маленький световой театр с подсвеченными картинами кругосветного путешествия, для создания которых художник использовал свои этюды, привезенные из поездок по разным странам и России. Он сконструировал и своими руками изготовил переносной складной ящик для диорамы и сам показывал ее в школах округи.

Свой гражданский долг он видел в эстетическом просвещении народа, в несении искусством радости и красоты. Его слова из письма к Виктору Васнецову: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», — достаточно ясно выраженное эстетическое кредо художника и точное обозначение стимула, побуждавшего Поленова к работе. Это высказывание может служить эпиграфом ко всей разносторонней художественной деятельности мастера и одновременно стать ключом для понимания сложной и тонкой души художника, убежденного в способности искусства преобразовывать мир по законам красоты.

ЕЛЕНА ДЕМЬЯНОВА, экскурсовод художественного музея

Фото из архива музея