Жизнь талантливого полководца и государственного деятеля трагически оборвалась в результате кровавого бунта
Одним из брендов области и ее изюминок является многовековой дуб в поселке Дубовое. По преданию, его посадили князь и воевода Григорий Ромодановский и украинский гетман Богдан Хмельницкий в ознаменование объединения Украины с Россией. И если большинство из нас наслышаны о жизни и деятельности Б. Хмельницкого — видного исторического деятеля Украины и России, то далеко не все белгородцы знают о заслугах стольника Г. Г. Ромодановского.
Новое военное формирование
Для сторожевой, станичной и дозорной службы основных сил крепостей и полевых войск на огромном протяжении Белгородской оборонительной черты, где постоянно совершались нападения кочевников, необходима была хорошо организованная военная сила под единым командованием. Московское правительство объединило все гарнизоны и полевые войска черты в новое военное формирование — Большой Белгородский полк. В его состав первоначально вошли военные силы 38-ми городов.
Первым воеводой созданного Большого Белгородского полка был назначен окольничий Григорий Григорьевич Ромодановский (? — 1682 гг.), которому подчинили всех воевод.
8 июня 1658 года от имени царя Алексея Михайловича московские дьяки С. И. Зоборовский и С. Титов официально вручили Г. Г. Ромода-новскому командование Большим Белгородским полком, который в своём составе имел три «дивизии» — Белгородскую (8 полков), правого фланга (4 полка) и левого фланга (5 полков). Полк по своему назначению относился к полевым войскам, предназначался для активных наступательных действий. Вместе с тем, в составе гарнизонов крепостей служила артиллерийская прислуга — пушкари, пищальщики, а также воротники, казаки, нёсшие преимущественно сторожевую службу. Большая часть состава ББП была из полков нового строя — 5 рейтарских полков (2400 чел.), 4 драгунских (4930 чел.), 6 солдатских полков, всего 19202 чел. Дворянская конница насчитывала 2000 чел., стрельцов — один полк (500 чел.). В начале 70-х годов XVII века численность полка возросла до 30 тыс. чел. В 1663 году в 48 городах Большого Белгородского полка числилось 42250 «осадных людей». ББП был не только военным формированием, но и крупной военно-административной единицей, вся жизнедеятельность населения которой подчинялась задачам борьбы с внешними врагами.
Против Крымской орды
В связи с решением Земского Собора (1653 г.) и Переяславской Рады (январь 1654 г.) о присоединении Малороссии к России началась война с Речью Посполитой. Этим незамедлительно воспользовались крымские и ногайские татары. Крымское ханство было противником переяславского акта, так как терялась возможность практически безнаказанно грабить южнорусские земли, угонять десятки тысяч пленников. За Крымским ханством скрывались дипломатические и военные интересы Турции, которая стремилась подчинить Малороссию и овладеть её территориями. Турецкие войска развернули широкомасштабные военные действия. Турцию в этом поддерживали некоторые протурецки настроенные представители казацкой старшины. Белгородская черта в связи с создавшимся положением стала ареной кровопролитных сражений с татарскими отрядами.
Русское войско под командованием боярина В. В. Бутурлина и стольника Г. Г. Ромодановского, соединившись с войсками Богдана Хмельницкого, вступило в Галицию против коронного гетмана Польши Станислава Потоцкого. Часть войска осадила Львов, а главные силы под руководством Ромодановского разбили армию гетмана. Эта победа прославила молодого полководца. В 1656 г. уже как главный воевода ББП Г. Г. Ромодановский самостоятельно действовал против Крымской орды.
После избрания Ивана Вы-говского, который был сторонником Польши, гетманом Украины, вторжения в русские пределы усилились. Гетман И. Выговской направлял целые полки для совместных походов с татарами против Российского государства. В 1658 году татары разрушили укрепления на Новооскольском участке. Вместе с ханскими отрядами и казаками гетмана И. Выговского они вторглись и в Хотмыжский уезд, грабя сёла и имения дворян. И хотя военным отрядам ББП из Белгорода и Хотмыжска удалось изгнать противника, размеры ущерба оказались значительными.
Приказ Белгородского Разряда
В 1656 году на юге России правительством создаётся крупный приграничный военно-административный округ, или, как его называли, Разряд, просуществовавший до 1709 года, а Белгород был избран его центром. Воевода в чине стольника или боярина являлся, по существу, наместником царя в обширном крае: от Сум и Суджи на западе до Острогожска на востоке, от Белева на севере до Изюма на юге. При воеводе имелась приказная изба, ведавшая военными и хозяйственными делами.
В 1660 году был учреждён окружной суд с местопребыванием в Белгороде. Он состоял из подьячих «для письма», ведал делами ратных людей всех чинов. Создание судебного округа — показатель оформления административной единицы, органы управления которой ведали всеми «сторонами жизни населения. С этого времени административная, военная и судебная власть на огромной территории Белгородского Разряда была сосредоточена в руках воеводы Г. Г. Ромодановского. Выдвинутый на сотни вёрст на юг от Тульской оборонительной черты, Белгород определял дальнейшую перспективу по обороне, освоению и развитию Центрального Черноземья. В Москве для управления этим территориальным образованием был создан приказ Белгородского Разряда. В качестве административного округа он существовал до реформ Петра I.
В связи с тем, что Большой Белгородский полк не был постоянным, в него входили разные военные формирования, в том числе украинские и малороссийские казаки (черкасы), здесь, на русской земле, им предоставлялась возможность расселяться, получать землю. Они также обеспечивались денежным довольствием и на них распространялись налоговые льготы. Черкасы обязаны были взамен нести службу по охране границы и отражать нападения противников — татар и польско-литовских интервентов.
В 1668 году в составе Большого Белгородского полка находилось 4 казачьих полка — Ахтырский (1424 чел.), Острогожский (1546 чел.), Сумской (1281 чел.), Харьковский (1135 чел.). Казаки-черкасы совместно с русскими воинскими людьми сражались с внешними врагами, защищали границы и укрепляли могущество России. По решению правительства все казачьи формирования были подчинены воеводе.
Царская награда
В 1659 году с главными силами Большого Белгородского полка Г. Г. Ромодановский отправился из Белгорода в Малороссию, где его отряды взяли и сожгли крепость Борзну, захватили много пленных поляков и отправили их в Москву. Затем в бою под Нежином были разбиты и объединённые силы И. Выговского и крымского хана. За это Г. Г. Ромодановский получил от царя щедрую награду: атласную шубу, золотой в 150 руб., кубок в 6 гривен, на вотчину 600 ефимков (русское название западноевропейского серебряного талера — Прим. ред.), 80 руб. к прежнему окладу.
Левобережье Днепра в ходе военных действий было освобождено от татар и казаков-изменников. И. Выговской отказался в 1659 г. от гетманства, так как его не поддержал народ. Однако и новый гетман Юрий Хмельницкий переметнулся на сторону Турции и Крыма. Российскому государству и в дальнейшем приходилось преодолевать сложные дипломатические и военные проблемы.
Следующий гетман И. М. Брюховецкий также переметнулся на сторону Турции. И снова Г. Ромодановскому приходилось вести напряжённые и непрекращающиеся военные действия с Речью Посполитой, Турцией, Крымом, казаками-изменниками. Русское войско под его командованием в 1664 году на Десне разбило польскую армию, возглавляемую Яном Казимиром. За этот успех государь Алексей Михайлович пожаловал знаменитому полководцу боярский титул.
Его победы способствовали заключению с Польшей в 1667 году Андрусовского перемирия, по которому Россия получила Левобережье Днепра и Киев с округой на правом берегу, Смоленскую землю и, фактически, Запорожье. Это облегчило борьбу с крымско-турецкой опасностью, а юго-западная граница была отодвинута на сотни вёрст к низовьям Днепра.
Однако война с Турцией и Крымом продолжалась. Части Большого Белгородского полка участвовали во всех походах против Крыма, Турции и Польши. Русские войска под командованием князя Г. Г. Ромодановского в результате двух Чигиринских походов сняли угрозу вторжения татарских войск.
Лобное место
В 1679 году, 9-го сентября, Г. Г. Ромодановский был среди бояр, которые следовали за государем в его походе в село Хорошево, в 1682 г., 12-го января, он участвовал в Соборе, созванном царем Феодором Алексеевичем по вопросу об уничтожении местничества, и мы находим его подпись под «соборным деянием». В том же 1682 г., 2-го мая, он дневал и ночевал при гробе царя Феодора, а уже 15-го мая пал в числе жертв Стрелецкого бунта, когда стрельцы, наущенные партией Милославских, стали не только убивать лиц, враждебных или опасных для партии Милославских, но и тех, к которым у них накопилась вследствие той или другой причины ненависть.
Поймали князя между патриаршим двором и Чудовым монастырем, против Посольского Приказа. Как описывает один современник события, стрельцы схватили его за бороду и потащили к Разряду: «Ведуще его за власы и браду, зело ругательно терзаху и по лицу бившее». Там они подняли его на копьях, а затем, опустив на землю, зарубили.
Издевательства продолжались и после смерти жертв: за ноги потащили их через Спасские ворота и Красную площадь на Лобное место, саркастически выкрикивая, как бы расчищая для почета дорогу: «Давайте дорогу! Ce боярин князь Григорий Григорьевич Ромодановский».
Так же поступили и с другими жертвами: притащив трупы на Лобное место, они рубили их бердышами, все время приговаривая: «Любили величаться, вот нам и вознаграждение». У растерявшегося правительства было вытребовано строгое воспрещение называть стрельцов изменниками, а над телами убитых на Лобном месте были поставлены столбы с надписями, за что эти лица были казнены.
ВЛАДИМИР АНДРИАНОВ, член Союза журналистов России