В Центре детского технического творчества школьники мастерят роботов
Здесь ребята десяти лет разбираются в физике получше многих старшеклассников. Они умеют чертить, паять и работать в программе «Corel Draw» и отличаются от большинства своих сверстников тем, что имеют четкие цели: они хотят творить, конструировать, придумывать, воплощать. Они хотят делать роботов. Они хотят смотреть в будущее.
Мудрый наставник
Руководит объединением юных робототехников Анатолий Захаров, почётный работник общего образования РФ с почти 30-летним педагогическим стажем, работающий по авторской программе, занесённой в городской банк образовательных программ. В этом году Анатолий Захаров был занесен на городскую Доску почета.
Благодаря горячей любви к своему делу и богатому педагогическому опыту, Анатолий Михайлович умеет увлечь любого мальчишку, раскрыть его творческий потенциал. За последние три года учащимися детского творческого объединения «Орион» создано семь управляемых роботов нового поколения. Дети из этого объединения вместе с родителями каждый год завершают два таких проекта. Согласно своей авторской программе, Анатолий Михайлович в период каникул проводит мероприятия, в том числе техническую эстафету, где ребята соревнуются в сборке на время несложных электронных приборов.
Еще один интересный проект Анатолия Захарова — «Театр роботов». Он предусматривает создание серии автономных и управляемых роботов, которые могут разыгрывать различные сценические представления, выполнять работы по дому.
Ежегодно ученики Анатолия Михайловича принимают участие во Всероссийских выставках «Экспоприорити» и «Архимед», которые проводятся при поддержке правительства Москвы и Российской академии наук РФ. Об успехах преподавателя говорят и успехи его учеников. Многие применяют в жизни опыт, полученный на его занятиях. Они становятся инженерами, учеными, многие уезжают учиться и работать в столицу. Так, один из воспитанников Анатолия Захарова Александр работает в Москве в лаборатории робототехники. В преддверии Сочинской Олимпиады он объехал практически все города России с роботом, разработанным компанией, где трудится. Белгородцы тоже видели этого робота, если приходили в день встречи олимпийского огня на Соборную площадь.
Радиоэлектроника как искусство
Для того чтобы увлечь ребенка каким-либо занятием, нужно показать ему что-то, что его впечатлит. В случае с кружком, которым руководит Анатолий Захаров, ничего придумывать не надо: впечатляет даже сам вид рабочего кабинета. Роботы разного размера и внешнего вида: от игрушечных, будто сошедших с экранов старых мультиков, до суперсовременных. Да и рабочие места оборудованы весьма живописно: разложенные по столам паяльники, микросхемы, резисторы, макеты будущих роботов создают особую мальчишескую романтику.
Кажется, что маленький ребёнок вряд ли может усвоить такие понятия, как электрический ток, электрическая цепь, магнитное поле. Анатолий Михайлович с этим не соглашается. Говорит, все можно постигнуть опытным путем, и берет к себе на занятия даже шестилетних конструкторов.
Когда-то я общалась с ребятами из кружка робототехники при гимназии № 1. Они демонстрировали свои работы: пауков, скорпионов, небольшие подъемные краны из конструктора «Лего». Это дорогие наборы, которые, безусловно, впечатляют. Это, конечно, здорово, но больше похоже на игру, пусть даже высокотехнологичную. Здесь же, в кружке, который ведет Анатолий Захаров, одним из первых инструментов мальчишек становится паяльник.
— У наших новичков есть свои первые творческие задания. Я называю это «художественное паяние», — рассказывает преподаватель.
В это время один из юных робототехников Данил на моих глазах занимается этим необычным творчеством: делает из резисторов скорпиона.
По соседству более опытные ребята корпят над будущими роботами. Им по 10, они уже продвинутые конструкторы, чертят модели в программе «Corel Draw», которую освоили дома, самостоятельно, и все реже прибегают к помощи преподавателя.
С папой — интересней
Когда Анатолий Михайлович учился и начинал преподавать, все мальчишки мечтали о звездах, поэтому в школьные годы обязательно старались записаться в кружки космического моделирования, радиоэлектроники. Сейчас, по словам преподавателя, все меньше ребят хотят работать руками, век новых технологий предоставляет большой простор для выбора увлечений. Порой даже взрослые слабо представляют себе, что такое робот и робототехника изнутри. Нередко приводят в кружок детей с мотивацией «он любит играть в роботов», а потом забирают, осознав, сколько робототехника требует усидчивости и труда.
Анатолий Михайлович давно завел практику привлекать к обучению мальчишек родителей: так тем, кто помладше, работать даже интереснее.
Денис, например, пришел в кружок не так уж давно, по инициативе мамы. И внезапно захватил своим увлечением и отца. У них уже есть пара совместных проектов, последний из которых — робот высотой около полуметра, похожий то ли на Годзиллу, то ли на Чужого. Он умеет ходить, двигать руками и головой, произносить слова.
— А можно я скажу, можно я, -ребята наперебой подбегают ко мне, чтобы рассказать о том, как им нравится робототехника, какие проекты они хотят воплотить и какой у них замечательный преподаватель.
«Взрослые» изобретения
С возрастом, безусловно, меняется и уровень проектов. Более взрослые и опытные ученики Анатолия Захарова проектируют роботов, отмечаемых на международных выставках. Так Валентина Попова с разработкой «Интернет-манипулятор» пригласили в лабораторию робототехники Роскосмоса России для заключения договора о сотрудничестве.
Валентин уже окончил положенный у Анатолия Михайловича курс, сейчас он учится в технологической академии. Но кружок не оставил: приходит вместе с другими выпускниками и работает над новыми проектами.
Одна из последних «взрослых» разработок — домашний робот, который управляется с помощью телефона. Воплотить этот проект удалось только благодаря находке Анатолия Захарова — ученику гимназии № 12 Сергею Овсеенко, который оказался талантливейшим программистом-любителем. В ближайшее время он планирует заняться разработкой программного обеспечения для создания робота с гироскопом, управляемого по-средствам наклонов мобильного телефона.
Естественно, всему этому ребята учатся самостоятельно, спасибо Интернету. Анатолий Михайлович говорит, что благодаря невероятно быстрым темпам развития информационных технологий его работа становится все интереснее.
— Когда-то я учил их, сегодня они в чем-то учат меня. Мне нравится узнавать вместе с ними что-то новое, — признается преподаватель.