Он никогда не кичился своей известностью, был простым и открытым в общении…
Самые узнаваемые памятники на Белгородчине созданы народным художником России скульптором Вячеславом Клыковым. Уже невозможно представить Соборную площадь без сидящего в кресле бронзового Щепкина, Харьковскую гору — без осеняющего наш город крестом Владимира Крестителя. Но самый запоминающийся и, пожалуй, самый красивый символ Белгородчины — величественная белоснежная Звонница на Прохоровском поле. 19 октября автор этих монументов отметил бы свое 75-летие…
Истинно русский — так говорят о Вячеславе Клыкове все, кто его знал и был знаком с творчеством мастера. Он любил поэзию, интересовался многими отраслями науки, глубоко изучал историю. Окружающих поражали его эрудированность, глубокие знания в самых разных областях жизни. Потому все его скульптурные образы продуманные и очень точные: деятели культуры, науки, литературы, ученые и поэты, священнослужители и герои-воины.
Такие разные герои
Его памятники нашим святым и полководцам широко известны. Но вот, если бы не Клыков, поставивший Поклонный крест на Красной Поляне (Курская область), не узнали бы мы о подвиге русских ратников, победивших ногайскую орду хана Мамая в 1709 году, идущую на помощь Карлу XII в Полтавской битве. Если бы не Клыков, создавший памятники великому князю Киевскому Святославу (Запорожье и Белгородская область), не отметили бы мы 1040-ю годовщину разгрома Хазарского каганата. А его памятники великому патриоту России П. А. Столыпину, певице Надежде Плевицкой, княгине Елизавете Фёдоровне, Первому солдату Преображенского полка Сергею Бухвостову! За каждым именем — русская история, возвращенная нам скульптором.
Интересно, что среди работ Вячеслава Михайловича есть монументы людям, которые в жизни были непримиримыми противниками. Он, например, почти одновременно, причем практически в соседних селах Нижегородской области, поставил памятники патриарху Никону и протопопу-старообрядцу Аввакуму. Можно, конечно, допустить, что преподобный Серафим Саровский и бог торговли Меркурий в мастерской скульптора соседствовали мирно, но красного маршала Жукова и белого адмирала Колчака, наверное, приходилось разнимать.
Почему Клыков выбирал столь разных персонажей для своих скульптур? Можно предположить, что секрет его предпочтений кроется в биографии.
Он родился в селе Мармыжи Курской области 19 октября 1939 года. Он всегда гордился своей малой родиной, любил её до самозабвения, не раз говорил, что оттуда, из курских степей, у него всё: и видение, и любовь к земле, и глазомер, и интуиция, и чувство соразмерности. «Я вот из крестьян, — говорил Вячеслав Михайлович в одном интервью, — у нас род был большой. А советская власть разделила его натрое. Три брата — три деда. Один был коммунист, советскую власть устанавливал, это мой родной дед. Второй — крестьянин-середняк, которого раскулачивал родной брат. А третий стал монахом Киево-Печерской лавры, отец Иоанн, он был причислен к лику святых. А то, что наша земля сейчас пребывает в мерзости запустения, виноваты мы сами…».
Судьба всех трёх дедов осталась в памяти Вячеслава Михайловича, сформировав его гражданскую позицию. «Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ, я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого, я переживаю ее судьбу, как свою личную. Вы знаете, как легче всего выйти из болота -по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков — чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени», — говорил скульптор.
В галерее его скульптурных портретов нет случайных людей. Сергий Радонежский, Илья Муромец, Константин Рокоссовский, княгиня Ольга, Пётр I, Кирилл и Мефодий — это не просто исторические персонажи, а символы русского духа, запечатленные в камне и бронзе, выдающиеся личности, оставившие яркий след в истории.
Начало пути
Рисовать и лепить Вячеслав любил с детства. Окончив строительный техникум, поступил в Курский педагогический институт на художественно-графический факультет. «Сразу был виден огромный талант в этом человеке, — вспоминал учившийся вместе с ним курский художник Владимир Парашечкин. Он ни минуты не сидел без дела, обязательно что-то лепил, читал философские книги. В общежитии часто проходили вечера танцев. Так Слава никогда туда не ходил, хотя девчата его любили — высокий, статный, красивый. Еще он занимался боксом. И когда проходили бои, в зале собирался весь филологический факультет и иняз, именно там всегда училось большинство девчонок».
Из Курска Вячеслав переехал в Москву, где окончил художественный институт имени Сурикова. Талант его получил признание сразу, с первых шагов. Так, его студенческую работу «Юность», изображающую мальчика с жеребенком, приобрело Министерство культуры СССР.
Известность пришла к нему после скульптурного оформления Центрального детского музыкального театра, которым в ту пору руководила Наталья Сац, и создания фигуры бога торговли Меркурия у Центра международной торговли в Москве.
Мировая известность
В 80-е годы Вячеслав Клыков был уже вполне преуспевающим деятелем культуры, лауреатом Государственной премии СССР и РСФСР. В 1996 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств России, с 1999-го — народный художник России. При этом он никогда не кичился своей известностью. Был простым и открытым в общении, хотя порой мог быть и суров, и резок. Умел оценить талант другого человека, понять его, искренне восхититься. За помощью, дружеским советом и участием к нему мог обратиться каждый.
Окружающих поражала его работоспособность. В год — до двадцати памятников! Работать он мог и день, и ночь в прямом смысле слова, и, чтобы не упасть, просил привязать его к лесам. Причём все, даже огромные многометровые произведения Клыков лепил сам, чего давно не делает ни один другой скульптор.
Его творческий багаж — более двухсот монументальных, монументально-декоративных работ и скульптурных портретов! Не только в России, но и за рубежом — в Италии, Сербии, Болгарии, Греции.
Так же вдохновенно и беззаветно Вячеслав Михайлович занимался общественной деятельностью. С 1990 года возглавлял Международный фонд славянской письменности и культуры, и с этого времени День славянской письменности 24 мая стал государственным праздником России. В 1995 году основал Всероссийское соборное движение, целью которого было восстановление самодержавной монархии — Клыков был не только глубоко верующим человеком, но и убеждённым монархистом. В 2005 году был возрожден Союз русского народа, председателем которого тоже стал Вячеслав Михайлович. Его хватало на всё.
Навеки у Звонницы
Он был полон неиссякаемой энергии, творческих планов и замыслов. Сколько задумок осталось у Вячеслава Михайловича незавершенными? Об этом мы никогда не узнаем. Он ушёл из жизни рано, на 67-м году жизни — врачи бессильны были победить рак… Похоронен в родном селе Мармыжи.
Спустя год после его смерти, осенью 2007 года, в Курске был открыт памятник скульптору работы его сына Андрея Клыкова. Вячеслав Михайлович изображен сидящим в задумчивости, скрещены его натруженные руки, а на заднем плане -рабочая модель Звонницы.
Известно, что из всех своих работ Звонницу Клыков выделял особо, с удовольствием приезжал в Прохоровку. Теперь великий мастер всегда здесь, на белгородской земле. В том же 2007 году бронзовый памятник Вячеславу Клыкову (автор — Анатолий Шишков) был установлен на Прохоровском поле.
Ксения Белоусенко, ведущий библиотекарь Белгородской универсальной научной библиотеки
Фото Бориса Ечина и из фонда библиотеки