Белгородцы на сопках Маньчжурии

Краеведы приоткрыли завесу тайны с фотоснимка участников битвы под Кангуалином

Российская империя никогда не знала войны, ведущейся столь неумело. Солдаты же и офицеры творили чудеса мужества и отваги, становясь истинными ее героями. Среди них были и наши земляки.

Японский флот 9 февраля 1904 года без объявления войны напал на русскую эскадру, начались военные действия, ознаменовавшие начало Русско-японской войны, которая велась за контроль над Маньчжурией, Кореей и портами Порт-Артур и Дальний. Сражения происходили на море и на суше. Главным пунктом этой войны была крепость Порт-Артур, героическая оборона которой русской армией продолжалась с начала августа 1904-го до 2 января 1905 года. Одновременно шли сухопутные сражения в Маньчжурии.

Белгород всегда был местом дислокации различных войск, с 1868 года здесь размещалась 31 -я артиллерийская бригада. Военные казармы, построенные купцом Мачуриным на углу современного проспекта Славы и улицы Белгородского полка для этой бригады, до сих пор выполняют свое предназначение. 31-я артиллерийская бригада прошла большой и славный боевой путь — от Балканского полуострова, принимая участия в Русско-турецкой войне, до Дальнего Востока, защищая честь Отечества в Русско-японской войне.

Второй дивизион 31-й артиллерийской бригады, ставшей родной и близкой для жителей Белгорода, уже в июле 1903 года отправился в далекий путь к месту назреваемого военного конфликта, и размещался в Забайкалье. Остальные дивизионы выехали в район боевых действий уже после объявления войны. Император Николай II, объезжая места постоянной дислокации войск, 4 мая 1904 года лично присутствовал в Белгороде при отправке их на Дальний Восток. 31-я бригада под командованием генерал-майора Константина Михайловича Декинлейна по прибытии на фронт входила в состав десятого армейского корпуса.

Сражение под Кангуалином

Для русской армии события этой войны развивались безуспешно. Не выдерживая натиска превосходящих сил противника, войска отступали. К середине июля они заняли позиции под местечком Кангуалин. Здесь, среди отдельных горных массивов и сопок, было решено укрепить позиции войск. 17-18 июля произошли жаркие, в прямом и переносном смысле, бои между войсками второго Сибирского корпуса под командованием генерал-лейтенанта Засулича и четвертой японской дивизией генерала Нодзу, получившие название «сражение под Кангуалином». Второй дивизион 31-й артиллерийской бригады был прикомандирован ко второму Сибирскому корпусу для его усиления. В состав дивизиона входило 24 артиллерийских орудия, а состоял он из двадцати офицеров и 666 нижних чинов.

В журнале «Нива» за 1904 год была опубликована фотография, на которой запечатлена группа участников этого сражения — второй дивизион 31-й артиллерийской бригады. На тот момент в него входили три артиллерийские батареи: 3-я, 4-я и 5-я. Командовал дивизионом полковник Дмитрий Войнович Бушен (29.09.1846 г. р.), выпускник Константиновского военного и Михайловского артиллерийского училищ.

В ночь на 18 июля 1904 года пятая батарея совместно с 124-м Воронежским пехотным полком заняла позиции на правом фланге линии обороны. Две другие батареи второго дивизиона прикрывали роты 123-го Козловского пехотного полка. Бой начался в пять часов утра. После полудня японцы выставили 24 орудия против правого фланга и стали засыпать их снарядами. Русские войска попали под перекрестный огонь японских горных батарей, сразу начались значительные потери. Одним снарядом были убиты поручики пятой батареи Георгий Муфель и Дмитрий Савинов. Из реляции воронежского полка: «Наши 8 орудий, как львы, не переставали бороться с неравным противником, а люди все убывали и убывали… Солнце, как огненный шар, палило своими лучами и без того выбившихся из сил героев, было около 10 случаев солнечного удара, 45-градусная жара, отсутствие воды дополняло всю тяжесть обстановки этого дня. Многие падали без сил и их несли более сильные».

К 13 часам дня из восьми орудий пятой батареи были подбиты и испорчены пять. Оставшиеся были вывезены артиллеристами из огня на руках, одно из них по пути свалилось в овраг, откуда солдаты вытащили его под огнем противника. В 19 часов 30 минут бой затих, русские войска остались на своих позициях, за исключением правого фланга. Потери 31 -й артиллерийской бригады за 17-18 июля составили: убито офицеров — 2, ранено — 2, убито нижних чинов ?14, ранено ?30, среди раненых был и командующий 31-й артиллерийской бригадой Декинлейн. Всего за два дня боев второй Сибирский корпус потерял 60 офицеров и 1611 нижних чинов.

Белгородские артиллеристы

Третья батарея второго дивизиона воевала под командованием Дмитрия Георгиевича Савицкого (4.09.1862 г. р.). Он окончил Михайловское артиллерийское училище, офицерскую артиллерийскую школу, был назначен командиром батареи в октябре 1902 года. Награжден за службу орденами Святой Анны II и III степеней, Святого Станислава II степени, в 1906 году получил звание полковника.

Четвертой батареей командовал подполковник Степан Степанович Чиж (1856 г. р.), назначенный на эту должность в 1901 году. После Кангуалинского сражения он получил 18 июля 1904 года звание полковника со старшинством, с 1913 года — генерал-майор.

Больше всего потерь понесла пятая батарея под командованием подполковника Николая Дмитриевича Горячева (23.11.1857 г. р.), сам он был контужен, но остался в строю. Горячев был родом из потомственных дворян Черниговской губернии, окончил Петровскую Полтавскую военную гимназию, первое Павловское военное училище, курс офицерской артиллерийской школы, в 1903 году назначен командиром пятой батареи. Имел ордена Святого Станислава и Святой Анны II и III степеней. Белгородские артиллеристы и в дальнейшем принимали участие в боевых действиях, в том числе и самом крупном сражении -Мукденском. Николай Дмитриевич Горячев не вернулся с этой войны — 18 февраля 1905 года был убит на наблюдательном пункте у деревни Ядаганцза, в девятнадцати верстах от города Мукдена.

На фотографии 1904 года запечатлен, видимо, весь офицерский состав второго дивизиона. Многие из них, возможно, как и подполковник Горячев, сложили свои головы в этой бесславной войне. Еще одна фотография воинов-артиллеристов 31-й артиллерийской бригады была найдена нами в процессе подготовки этой статьи. К сожалению, на ней не указаны фамилии тех, кто изображен, но обе фотографии теперь уникальны. Они сохранили для нас лица людей, несших когда-то военную службу в нашем городе, для многих из них ставшем родным.

Возвращение на родину

Закончилась война 5 сентября 1905 года заключением Портсмутского мира, в результате которого русское влияние в Китае, Корее и на Дальнем Востоке было ослаблено, а Япония заявила о себе как о военной державе.

31-я артиллерийская бригада вернулась в Белгород, на место постоянной дислокации. Белгородское уездное земское собрание под председательством уездного предводителя дворянства Муханова на экстренном заседании 15 мая 1906 года решило создать комиссию «для поднесения возвратившейся с театра войны 31 артиллерийской бригаде образа и выражения ей подобающих приветствий». Пребывание воинов в далеких местах оставило у них и местных жителей неизгладимый след. Вскоре в Белгороде с восточной стороны Нового сквера (современная Соборная площадь) появилась кофейня «Манжурия».

Новое здание отличалось своими архитектурными формами, выполненными в китайском стиле, которое, вероятно, воплощало в себе яркие впечатления той войны. Да и название его — упрощенное русское произношение территории, где происходили военные действия Русско-японской войны.

События войны, боль неоправданных утрат находили свое воплощение и в литератур-ных формах. Так, в белгородской типографии Александра Вейнбау-ма была издана художественная книга-воспоминания о событиях той войны, автором которой является ее участник, служивший в 31-й артиллерийской бригаде, Федор Калантаевский. Вот так написал он в своей книге: «…после окончательной ликвидации кошмарного для всего русского народа события — войны с японцами, унесшей безвозвратно столько жизней лучших сыновей нашей родины и не давши ей взамен ничего, кроме еще большего горя и отчаяния». Один из героев его книги — участник войны, молодой офицер, оставивший в городе любимую девушку и погибший в бою 18 июля 1904 года. Имя героя соответствует ее сюжету — поручик Горев, но прототипом его, возможно, стал один из известных нам погибших поручиков пятой артиллерийской батареи.

События Русско-японской войны — одна из страниц многовековой истории России, сложившейся как из бесславных поражений, так и многочисленных громких побед. Мы, живущие сегодня в нашей большой и великой стране, должны помнить все уроки истории и преклонять головы перед теми, кто всегда, несмотря ни на что, с достоинством защищал ее честь.

К снимку:

2-й дивизион 31-й артиллерийской бригады.

1. Полк. Бушен. 2. Подполк. Горячев. 3. Д-р Чирцев. 4. Подпор. Виноградов. 5. Подполк. Чиж. 6. Подполк. Савицкий. 7. Поруч. Лазовский. 8. Поруч. Отрохов. 9. Шт.-кап. Бибиков. 10. Капитан Есаулов. 11. Поруч. Яконов-ский. 12. Поруч. Миткевич-Волчасский. 13. Поруч. Коротков. 14. Поруч. Муфель. 15. Подпор. Волчанский. 16. Кап. Исаков. 17. Подпор. Уляновский. 18. Поруч. Савинов.

АЛЕКСАНДР ЛИМАРОВ, ЕЛЕНА КРИВЦОВА