Зачинатель маслобойного дела в России

Первый эфиромасличный завод в стране был основан на Белгородчине 180 лет назад

В слободе Алексеевка о жившем возле базарной площади Данииле Бокареве говаривали разное: «смекалистый мужик», «этот москаль себе на уме», «добрый хозяин». Он не был коренным алексеевцем. В начале 1820-х годов его выслали за какую-то провинность из Тульской губернии в южные воронежские владения графа Шереметева, где и обычаи были иные, и говор малороссийский, и подсолнух красовался в палисадниках вместе с пышными гвоздиками и пестрыми маками.

Открытие крепостного крестьянина

В 1829 году Д. С. Бокарев засеял на огороде небольшой участок подсолнечником. В конце лета на всей плантации аккуратно срезал шляпки растений, свез их во двор и вышелушил. К этой поре Даниил смастерил приспособление: сбоку в дубовом коротком пне выдолбил квадратную нишу, внизу этой ниши выбрал цилиндрическое гнездо, куда закладывал порции высушенных семечек. В гнездо вставлялся деревянный «хлопчик» (цилиндр). С помощью двух клиньев, забиваемых молотом, цилиндр в гнезде давил на семечки. По отводному желобку стекала густая светло-коричневая жидкость. Необычный и приятный запах стоял в сарае, где Бокарев «бил масло». А вкус! Так был открыт способ получения из семян подсолнечника — растения, считавшегося в то время декоративным, — удивительного на вкус растительного масла.

Очень скоро новая технология распространилась среди крестьян сначала слободы Алексеевки, потом — Воронежской губернии, а вскоре дело производства подсолнечного масла пересекло границы Российской империи, стало завоевывать Европу и Америку.

Семейное дело Бокаревых

Не близко северная столица от наших краев. С берегов Невы трудно разглядеть то, что совершалось в слободе на Тихой Сосне. Потому газеты и журналы писали так: «Промышленные крестьяне слободы Алексеевки (графа Шереметева) Воронежской губернии с давних пор вошли у нас в пословицу как самые сметливые пройдохи на все руки. Чрезвычайные меры, даруемые от графа Шереметева крестьянам, служат неисчерпаемым источником для развития их умственных и промышленных наклонностей… Они сами сеяли в поле подсолнечник и вырабатывали из него масло, не открывая никому настоящего расчета по своему занятию».

Только в 1860 году, через 31 год, назвали «крестного отца» подсолнечника: «Бокарев испытал семена на ручной маслобойке и, к радости своей, получил превосходное масло, какого он никогда не видывал, и какого здесь не было в продаже», — писал А. Терентьев в московском журнале «Сельское хозяйство».

Печатные сообщения далеко отставали от событий. Пока они писали об открытии, в Алексеевке совершенствовали маслобойное дело. Уже в 1833 году купец Папушин с разрешения графа Шереметева и при содействии Д. С. Бокарева построил первый завод по добыче подсолнечного масла. А через год Даниил Семенович оборудовал такой же завод, сколотил приличный капитал, на основе которого его потомки впоследствии смогли организовать свое дело.

Три первых поколения прилежно продолжали начатое Даниилом Семеновичем дело. Алексей Михайлович и Михаил Алексеевич Бокаревы построили в Алексеевке первый паровой завод по выработке масла. Правнук выделил деньги на сооружение всесословного (купеческого) клуба, где местные жители могли попасть на спектакль заезжих и своих артистов, полистать журнал и книгу в библиотеке или побаловаться кием в бильярдной.

Столица солнечного масла

К1860 году в Бирюченском уезде, куда входила Алексеевка, действовало около 160 маслобойных заводов. Алексеевское подсолнечное масло заполонило российский рынок. В год на продажу отсюда вывозилось до 40 тысяч бочек, содержимое которых весило около 900 тысяч пудов. К сожалению, из всех существовавших тогда заводов сегодня сохранился лишь один — на Гончаровке. Замечателен он тем, что работает непрерывно и без значительного ремонта с 1914 года. Завод представляет собой живой музей маслобойного дела.

Как гласит местное предание, в это время Даниил Бокарев еще здравствовал. Когда умер и где можно поклониться его праху, никто не ведает. Неизвестна и дата рождения. Портрета Бокарева тоже не осталось. Неблагодарными оказались современники к памяти первооткрывателя: при жизни слава обошла его. Лишь к концу XIX столетия появились подробные сообщения о Данииле Семеновиче Бокареве, почерпнутые из воспоминаний его внука Якова Ивановича. Но и они оказались довольно скупыми и размытыми. Пожалуй, всё, что об умельце известно, сказано выше…

Между тем Алексеевка, ставшая столицей производства и вывоза подаренного солнцем масла, начала преображаться. Жители ее, ранее бедствовавшие и тяготившиеся оброчными недоимками, располагали теперь свободными деньгами. Они строили каменные дома и лавки, крытые железом, обзаводились ремесленными мастерскими. По постройкам Алексеевка к концу 60-х годов сравнялась с лучшими уездными городами губернии, хотя являлась волостью. На базарной площади выросли около ста одноэтажных и двухэтажных каменных строений.

На одном из домов в центре города укреплена мемориальная доска, свидетельствующая о том, что во дворе ранее находилась усадьба Даниила Семеновича. Его именем названа одна из улиц города. А в центре, недалеко от здания администрации, установлен памятник первооткрывателю маслобойного дела.

Ксения Белоусенко,

ведущий библиотекарь отдела краеведческой литературы Белгородской универсальной научной библиотеки

Фото из архива музея