ТБО: от захоронения к переработке

В регионе создается единая система переработки и утилизации бытовых отходов

Природа не терпит пустоты, но почему-то люди стремятся заполнить пробелы мусором. Мы можем аккуратно собирать бытовые отходы в контейнер, но меньше их от этого, заметьте, не становится.

Действует неумолимый закон природы: от перемены мест пакетов с мусором суммарный объем ТБО не меняется. В итоге: при стремительно растущем уровне народного потребления земля-красавица последовательно покрывается толстым слоем бытовых отходов. «Когда кругом тебя мусор, то и в душе мусор. А с грязной душой чисто не проживёшь», — метко подметил писатель Святослав Логинов. Вот и выходит, что решение злополучной проблемы ТБО напрямую связано с жизнью населения в целом.

В горах хлама

На Белгородчине за год накапливается порядка трехсот миллионов тонн отходов. Половина из них приходится на жидкие зловонные сбросы, 44% составляют безжизненные отвалы горнорудной промышленности, а около 5% — отбросы агропромышленного комплекса. На долю твёрдых коммунальных бытовых отходов приходится всего ничего — 0,3%, или около девятисот тысяч тонн. «Вместе с тем, в социальном плане они (ТБО) имеют первостепенное значение, — заявил на брифинге, состоявшемся 26 августа, начальник областного департамента природопользования и охраны окружающей среды Александр Панин. — Сейчас данная проблема встала настолько остро, что мы находимся на пороге серьезных преобразований — перехода на новый технологический уровень работы с ТБО».

Альтернативы этому нет, поскольку объемы твёрдых коммунальных бытовых отходов стремительно растут. Если десять лет назад в нашем регионе их было 1,7 млн куб. м, то в прошлом году — собрано 4,2 млн куб. м, что почти в 2,5 раза больше.

Связано это с увеличением потребительского спроса и все более причудливой упаковкой товаров, которая из рук покупателя прямым ходом отправляется на свалку. Надо отметить, что для производства упаковочных материалов все шире используются трудно разлагающиеся вещества, которые зачастую еще и токсичны. После попадания в почву они становятся стабильным источником ее химического загрязнения.

В настоящее время в Белгородской области насчитывается 24 полигона для захоронения и утилизации твёрдых бытовых отходов. По информации Александра Панина, только один из них, расположенный неподалеку от с. Стрелецкого в Белгородском районе, более-менее отвечает действующим санитар-но-экологическим нормам. На всех остальных отходы не утилизируют, а попросту закапывают. Таким образом, существует реальная опасность их последующего тления, возгорания и выделения в окружающую среду ядовитых веществ — диоксинов.

Кроме того, на территории области находится еще 280 так называемых «санкционированных» свалок, используемых преимущественно жителями сельских населённых пунктов. По мнению Александра Григорьевича: «Само словосочетание „санкционированная свалка“ весьма противоречиво. Сказал бы — это санкционированное безобразие».

Полигоны и узаконенные свалки сейчас занимают на Белгородчине площадь около 313 гектаров. По уверениям властей, возможности по дальнейшему размещению свалок в нашей области практически исчерпаны. Выход один — переходить от тривиального захоронения ТБО к рециклингу, проще говоря, к комплексной переработке мусора. При этом из ТБО следует раздельно извлечь бумагу, пластмассы, стекло, металлы, органические отходы и прочее. В итоге захоронению подлежат так называемые «хвосты», не подлежащие сортировке, и которых не так-то уж много от общего объема.

Если хорошо покопаться

Убедиться в этом несложно. Достаточно познакомиться с нынешней структурой твёрдых коммунальных бытовых отходов.

Что делать с самой весомой частью мусора, вопрос, в общем, решенный. Александр Панин рассказал: «В настоящее время по поручению губернатора во всех районах отрабатывается проект по компостированию органических отходов. Стоит задача, чтобы они с личных подсобных хозяйств практически не выходили, а использовались в качестве компоста для удобрения земли». Так поступают уже две трети владельцев личных подсобных хозяйств.

Остальная часть отобранного годится в утиль, то есть может быть направлена для переработки в качестве добротного вторичного сырья.

Одна беда — переход к этой системе сдерживается значительной себестоимостью, что делает затею экономически нецелесообразной. «Условия создадут положения нового закона «Об отходах производства и потребления», — заверил Александр Григорьевич. Упомянутый правовой акт предусматривает, что за органами местного самоуправления остается лишь ответственность за сбор и вывоз ТБО, а проблемы переработки и утилизации будут решаться при содействии ре-гиональной власти. Для подавляющего большинства местных бюджетов нынче задача переработки мусора — просто непосильная. К примеру, строительство современного полигона для утилизации ТБО с водо- и газоотведением обойдется примерно в 300 млн рублей. Начальник областного департамента природопользования и охраны окружающей среды Александр Панин сообщил: «Согласно нашему проекту запланировано строительство в регионе четырех современных межмуниципальных полигонов по утилизации ТБО. Кроме того, планируется построить четыре мусороперерабатывающих комплекса и шестнадцать перегрузочных площадок. Возводиться они будут преимущественно на территории функционирующих ныне полигонов ТБО. Все остальные объекты размещения отходов подлежат рекультивации. В дальнейшем мусор будет доставляться сначала на сортировочные площадки, а затем перевозиться на межмуниципальные сортировочные комплексы».

Проект уже начал воплощаться в жизнь в двух крупнейших агломерациях области — Белгородской и Губкинско-Старооскольской.

Как рассказал директор ООО «Транспортная компания «Экотранс» Николай Шеин, ежедневно на завод по сортировке мусора под Белгородом приезжает свыше трехсот специализированных грузовиков с ТБО не только из областного центра, но и соседних районов. В планах у компании не только расширить свое присутствие в регионе, но и занять нишу в переработке отходов. В реализацию проекта «Экотранс» намерен вложить порядка 1,7 млрд рублей.

В Белгородской агломерации проект реализуется на основе концессионного соглашения. Компания построит все необходимые объекты за счет собственных средств и передаст в собственность региону созданную инфраструктуру. В свою очередь областные власти передадут комплекс на 25 лет в эксплуатацию предприятию-инвестору.

В Губкинско-Старооскольской агломерации проект будет реализован как сугубо инвестиционный. Ориентировочно для этого потребуется финансирование в размере 1,2 млрд рублей. Планируется, что срок окупаемости проекта составит не более семи лет.

Не в деньгах счастье

Начальник областного департамента природопользования и охраны окружающей среды Александр Панин сообщил: «Окупаемость проекта достигается за счёт введения экономически обоснованного тарифа, а также за счёт прибыли, которая будет получена от реализации вторсырья. Действующий ныне в регионе сравнительно низкий тариф складывается из того, что мы просто складируем отходы на полигоне. Нынешняя система утилизации ТБО представляет опасность не только для природы, но и для людей. Переход на новый, принципиально иной уровень работы с отходами повлечет за собой определенные затраты. Тариф, естественно, должен соответствовать новому качеству услуги».

Напомним, что утвержденный комиссией по государственному регулированию цен в Белгородской области тариф на услуги по утилизации ТБО на этот год составляет 74 руб./куб. м (см. приказ № 12/8 от 28.11.2013 г).

Вполне очевидно, что с внедрением новой системы утилизации ТБО повысится уровень оплаты этой услуги и в нашем регионе. Иначе и быть не может. Ведь, как гласит народная мудрость, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.