«Родина» — одна на всех

Сентябрь — месяц для белгородской культуры особенный, каких только сюрпризов он не преподносит публике. Вот и выставочный осенний сезон начался необычно.

Выставки трех белгородских художников Ольги Поповой, Юрия Данченко и Виктора Иванчихина открылись в одном зале. Нечасто в одном зале собираются три экспозиции, причём все они юбилейные. Три члена Союза художников России — Ольга Попова, Виктор Иванчихин, Юрий Данченко -отмечают в 2014 году юбилейные даты. Каждый художник уникален, имеет свои, только ему присущие особенности, но, собравшись вместе, они образовали некое единое художественное пространство, трудно поддающееся определению, скажем просто — белгородское. Даже названия их выставок ведут разговор со зрителями — индивидуальный, можно сказать, интимный, и в тоже время созвучный друг другу. Виктор Иванчихин признаётся: «Моя любовь — пейзаж родной», Юрий Данченко продолжает его «Живописным диалогом», а Ольга Попова приглашает в глубокое «Погружение» в мир природы и человеческих чувств. Из зала в зал, от картины к картине, от полотна к гобелену совершается это путешествие по потаённым уголкам родной природы, космическим катаклизмам и духовным откровениям. Местом же пересечения живописных координат и людских судеб стал городской выставочный зал «Родина». Именно здесь некогда находились мастерские художественного фонда, которым долгое время руководил Виктор Иванчихин, здесь же Ольга Попова десятилетие возглавляла региональное отделение Союза художников и она же добилась их полной перестройки, да и название придумала, сохранив в памяти горожан былое место культурного средоточия, кинотеатр под таким же названием. А Юрий Данченко воплощал в дизайнерскую концепцию задумки по оформлению выставочного зала. Так что встреча трёх художников стала вполне закономерной и, наверное, неизбежной.

Виктор Иванчихин родной край воспевает в каждой работе, побывав чуть ли не в каждом уголке Белогорья и воплотив подмеченное острым глазом заинтересованного наблюдателя в полотнах. Только вот в золочёных рамах пейзажам Иванчихина тесновато, так и хочется заглянуть за горизонт, посмотреть, что там, за гранью картины, в знакомых и вместе с тем неведомых далях. Есть ещё одна сторона творческой деятельности Иванчихина, о которой нельзя не упомянуть. Он является собирателем и хранителем памяти о белгородских художниках и не устаёт их пропагандировать. Даже свой юбилейный творческий вечер он превратил в театр воспоминаний, раскрыв широчайшую панораму творчества живописцев Белгорода от Гения Каневского до легендарного Станислава Косенкова, друга и учителя. Ныне Виктор Иванович научный сотрудник Пушкинской библиотеки, где его краеведческие таланты востребованы и находят каждодневное применение.

Диалог со зрителем Юрий Данченко ведёт не только на картинах, кажется, где бы ты ни побывал на Белгородчине, везде встретятся образцы его монументального творчества. Интерьеры музеев и кинотеатров, библиотек и дворцов культуры, университетов и гимназий и, как уже сказано, дома белгородских художников «Родины» созданы при участии Данченко. А ещё Юрий Данченко — душа художественного сообщества, без его гитары не обходится ни одно мероприятие, будь то торжественный вечер либо памятная встреча.

Ольга Попова талант разнообразнейший, художник настолько широкого профиля, что в узкие рамки просто не втискивается. Гобелен и акварель, пастель и литография, книжная иллюстрация и монументальный текстиль. Что такое последний пункт из перечисленного, стоит разъяснить подробнее. Любители театра хорошо знают занавес работы Поповой, встречающий зрителя на каждом представлении БГАДТ. Как общественный деятель Попова имеет немало заслуг, в том числе организация и воплощение в жизнь идеи международного славянского пленэра, с успехом проходящего в области уже пятнадцатый год подряд. Зал Ольги Поповой в экспозиции «Родины» привлекает оригинальным устройством и продуманностью содержания. Здесь есть графические листы с утончённым проникновением в душевное состояние, и крупномасштабные полотна, выразившие восхищение перед мощью природы, частью которой остаётся человек, несмотря ни на какие потуги технологии. Есть таинственный уголок, отгороженный ширмами, в котором можно побыть наедине с собой и картинами. И наконец, сюрприз — гобелен, который белгородскому любителю искусства практически незнаком — космогоническая феерия «Затмение». Гобелен, который находится в экспозиции Гагаринского музея, и был доставлен в Белгород только на время выставки и то с огромными трудностями. Так что можно не ездить в город Гагарин, а воспользоваться редчайшей возможностью увидеть эту замечательную работу на родине художницы.

Юбиляров поздравили, наградили дипломами и почётными грамотами, а Юрия Данченко золотой медалью Союза художников России. Примечательно, что подавали документы на медаль серебряную, но правление СХ России посчитало, что белгородские художники заслуживают большего. Были ещё множество подарков и поздравлений, но запомнилось одно — руководитель регионального отделения Российского фонда культуры Раиса Фирсова подарила каждому художнику матрёшку-ручку, которую можно было использовать тут же по назначению -для автографов на юбилейных проспектах и буклетах. Кстати, в своё время Ольга Попова была стипендиатом РФК. Белгородский выставочный зал «Родина» ожидает посетителей на выставку трёх художников до конца сентября.

Александр Жихов

Фото автора