Памяти павших

В этом году исполнилось 55 лет мемориальному комплексу «Слава героям!»

Трагические последствия войн — братские могилы. В местах ожесточенных боев и массовой гибели военнослужащих в послевоенное время создавались памятные мемориальные сооружения, посвященные событиям исторической значимости, памяти погибших, проявивших высокое мужество и героизм. При этом мемориальные сооружения являются, прежде всего, данью памяти и не всегда соответствуют действительному месту погребения погибших или их количеству.

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают, —

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

В. Высоцкий

Много братских могил на Белгородчине. Только в самом Белгороде -семь. В них похоронены тысячи солдат и офицеров. Над братскими могилами возвышаются памятники и обелиски. У подножий монументов установлены мемориальные плиты, а на них — нескончаемые списки фамилий.

В центре Белгорода, на главной площади — Соборной, находится мемориальный комплекс «Слава героям!» -братская могила борцов за советскую власть в Белгороде, погибших в 1918— 1919 гг., и воинов, павших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1941-1943 гг. Для большинства белго-родцев этот мемориал ассоциируется с Великой Отечественной войной, однако история его берет начало со времен революционных событий на Белгородчине.

Некрополь в Новом сквере

Еще в XIX веке в центре Соборной площади был обустроен сквер, который горожане стали называть Новым (позже Ленинским). Летом в сквере любили отдыхать белгородцы, а зимой, накануне Рождества Христова, в центре его устанавливалась праздничная елка.

В годы Гражданской войны Новый сквер был превращен в революционный некрополь. С июня по декабрь 1919 года Белгород заняли белогвардейские войска под командованием генерал-лейтенанта А. И. Деникина. За этот период в городе были казнены и расстреляны более сотни человек, сторонников советской власти. Погибших активистов провожали в последний путь на главной площади города в Новом сквере. Фамилии большинства из них остались неизвестными. В числе известных — начальник городской милиции В. А. Саенко, медсестра Белгородской уездной земской больницы В. Д. Сидоренко, командир батальона повстанческого полка Н. Стрельцов, часовой мастер И. Ш. Паломов-Мальский, активистка А. И. Феофанова.

Жертвы белогвардейского террора были похоронены в трех братских могилах на площади перед женским монастырем (в настоящее время на месте монастыря находится драматический театр им. М. С. Щепкина). Немногим позднее из трех была образована одна братская могила, над которой было решено установить памятник. По инициативе рабочих Белгорода был проведен сбор средств, в ходе которого собрано 33 тысячи 431 рубль 90 копеек. 7 ноября 1923 года памятник торжественно открыли, а уже в 1927 году на месте захоронения установили новый, более монументальный. Он представлял собой разноступенчатую пирамиду из серого гранита с прикрепленной на ней металлической пластиной с общей информацией о тех, кто здесь похоронен, без указания фамилий. Площадь стала называться площадью Жертв революции, после 1930-х годов — Революции (до 2004 года).

Освободителям города

Летом 1943 года рядом с братской могилой борцов за советскую власть хоронили солдат, погибших при освобождении Белгорода в 1943 году. 28 сентября 1943 года горисполком постановил: «В целях благоустройства города считать необходимым архитектурно оформить оставшийся единственным после оккупации и находящийся в запущенном состоянии городской сквер. В центре, по его оси, запроектировать и установить монументальный памятник героям Отечественной войны, туда же перенести и могилы героев войны, похороненных в разных местах города Белгорода».

В братскую могилу перезахоронили воинов из небольших братских и одиночных могил, разбросанных по всему городу. В эту же могилу захоронили останки солдат и офицеров, трагически погибших от пожара 25 октября 1943 года на железнодорожной станции Белгород во время налета немецкой авиации. Это были последние похороны в Новом сквере. Над братской могилой установили высокий обелиск из кирпича со звездой и табличкой с небольшим списком фамилий, которые удалось установить.

Также неподалеку от братской могилы воинов в Новом сквере находилась отдельная могила генерал-майора М. П. Лебедя с небольшим кирпичным оштукатуренным памятником со звездой наверху. Он погиб 22 августа 1943 года, накануне освобождения Харькова. Перед смертью тяжело раненный генерал попросил, чтобы его похоронили в Белгороде, который он освобождал. В 1957 году у городского стадиона открыт бюст М. П. Лебедя.

В 1944 году на площади Революции установили памятник со звездой и двумя знаменами наверху генералу армии И. Р. Апанасенко, который был похоронен в Белгороде 7 августа 1943 года. Однако через девять дней генерал был перезахоронен на родине — в Ставрополе, в соответствии с найденной в его партбилете запиской-завещанием: «…Если мне будет суждено погибнуть, прошу хоть на костре сжечь, а пепел похоронить в Ставрополе». В 1949 году на Вокзальной площади Белгорода генералу армии И. Р. Апанасенко открыли новый памятник, а старый убрали.

Общий мемориал

В 1956 году, в связи с реконструкцией площади Революции, исполком Белгородского городского Совета принял постановление «О переносе останков захоронений участников гражданской и Отечественной войн, похороненных в сквере им. Ленина» в сквер на проспекте Мира (ныне Свято-Троицкий бульвар). Годом позже исполкомом было принято решение: «Соорудить в сквере на проспекте Мира, на месте захоронения героев гражданской войны и Отечественной войны 1941-1945 гг., гранитное надгробие с двухфигурной скульптурой и фигурами на гранитных пилонах…»

5 августа 1959 года новый мемориальный комплекс был торжественно открыт. Его авторы — скульптор, народный художник РСФСР Г. Нерода и архитектор И. Француз. Две высокие стелы, высеченные из известняка, с барельефными фигурами рабочего и воина склонились в скорбном молчании. Знамена, которые они держат, приспущены над братской могилой. На обеих стелах с тыльной стороны укреплены мемориальные доски с именами воинов (всего 167), погибших при освобождении Белгорода в августе 1943-го. Гранитные ступени ведут к Вечному огню. На невысоком пьедестале установлена бронзовая скульптура «Скорбящая мать», состоящая из фигур женщины и ребенка.

В руках ребенка венок с надписью «Слава героям!». Вокруг мраморных черных плит, опоясавших траурной лентой Вечный огонь, уложены двенадцать бронзовых мемориальных плит. На них увековечены имена героев, погибших в Великую Отечественную войну, в их числе И. Р. Апанасенко, М. П. Лебедь, А. И. Попов и другие. На 13-й плите — имена героев, погибших во время Гражданской войны. 14-я плита безмолвна — она чтит память безымянных героев.

Спустя 55 лет белгородцы и гости города ежедневно прикасаются к страницам истории, мимоходом или специально прогуливаясь вблизи памятников и плит мемориального комплекса. По старой доброй традиции приходят к Вечному огню в знаменательные даты возложить цветы на могилу тех, кто отдал жизни за мирное будущее.

Подготовлено по материалам А. Н. КРУПЕНКОВА

ИРИНА МЕДВЕДЕВА, завотделом краеведческой литературы Белгородской универсальной научной библиотеки