Лучший муляжист Европы

К 140-летию Михаила Алексеевича Курбатова

Наша жизнь скоротечна, все со временем подлежит изменению… Особенно меняются города с их динамикой и ритмом жизни. Белгород тоже не исключение. Сейчас город преобразился так, что заезжий путешественник, прогулявшись по незнакомому Белгороду, даст ему, как говорится, «на глаз» лет 40-50. И лишь опытный взгляд сумеет выхватить из груды унылых хрущевок и «чудес из стекла и бетона» уцелевшие монументальные храмы и редкие образцы гражданской застройки XIX века. Ужасный урон нашему городу нанесла Великая Отечественная война. Тогда было разрушено около 60 процентов жилого массива. По крупицам краеведы, историки и искусствоведы пытаются воссоздать облик старого Белгорода. Улицы и архитектуру навсегда утраченного города мы можем увидеть на старинных открытках. Но особой исторической ценностью обладают картины нашего земляка Михаила Курбатова.

Именно благодаря ему до наших дней дошли изображения старого Белгорода, которые подчас не найти ни на одной фотографии. Талантливый художник оставил нам рисунки зданий и мест, которых сегодня уже просто не существует. Однако живопись была его хобби, профессионально М. А. Курбатов занимался скульптурой.

Михаил Алексеевич Курбатов (1874-1959) — известный во всем мире скульптор и муляжист. Его считали лучшим в своем деле в Европе, но о жизни за границей он не хотел и слышать. Михаил Алексеевич любил свой родной город, его тенистые аллеи и скверы. Часто выходил с этюдником на природу, и тогда на холстах рождались пейзажи Белгорода. В фондах Белгородского государственного историко-краеведческого музея хранятся картины М. А. Курбатова: «Окрестности Белгорода», «Вид села Пушкарное Белгородского уезда», «Уголок сельской улицы», «Ветряк», «Дом Курбатовых». Родные места вдохновляли художника, и под его кистью рождались прекрасные художественные творения.

19 сентября отмечается 140-летие со дня рождения нашего выдающегося земляка. Происходил Михаил Алексеевич из семьи белгородских мещан. В детстве был болезненным мальчиком -переболел скарлатиной и потерял слух. Волей судьбы Михаилу Алексеевичу посчастливилось попасть к известному московскому профессору — Станиславу Федоровичу Штейну, который также был известен как основатель Московской клиники болезни уха, горла, носа. С. Ф. Штейн оказывал Курбатову всяческую помощь в лечении. Михаил Алексеевич подружился с семьей Штейна. В конце 1890-х он поселился в его доме и помогал в управлении имением. Время, проведенное рядом с известным специалистом, под его постоянным наблюдением, дало положительные результаты, и слух был частично восстановлен.

Семья Штейна оказала большое влияние на формирование мировоззрения и художественного вкуса М. А. Курбатова. Круг их знакомых был обширен и разнообразен: ученые, литераторы, деятели искусства.

Наделенный богатым художественным талантом Михаил Алексеевич имел возможность пройти очень хорошую художественную школу. Он успешно окончил обучение в училище живописи и ваяния в Москве (бывшее Строгановское), затем продолжил обучение в Парижской академии по отделу скульптуры, в которой работал под руководством профессоров Рене Франсуа Огюста Родена и Эмиля Антуана Бурделя. Свои скульптуры он выставлял на официальных выставках в Париже. Кроме того, Михаил Курбатов работал в различных научных учреждениях, где занимался изготовлением слепков с анатомических или патологоанато-мических препаратов.

В 1909 году Михаил Алексеевич вернулся в Москву и принял предложение работать во 2-м Медицинском институте (тогда Московские высшие женские курсы), где он основал Музей научно-художественных слепков. М. А. Курбатов проработал в институте 21 год. Это время оказалось весьма плодотворным для Михаила Алексеевича, он создал большую серию муляжей и рисунков научно-художественного характера. М. А. Курбатов постоянно совершенствовал свое мастерство. Работы Михаила Алексеевича были настолько искусно и точно выполнены, что его признали на европейском уровне. В фондах Белгородского историко-краеведческого музея хранится отзыв профессора П. Минакова о работах Михаила Алексеевича, который красноречиво подтверждает этот факт: «…иностранные учёные находят муляжи М. А. Курбатова исключительно прекрасными, несомненно, что М. А. Курбатов является лучшим муляжистом Европы».

С 1924 г. Михаил Алексеевич работал в институте В. И. Ленина. После смерти вождя пролетариата была создана специальная комиссия по изучению его мозга. Так вот слепок мозга Ленина было доверено сделать именно М. А. Курбатову. Профессор А. А. Дешин так аргументировал решение комиссии: «Изготовление слепка мозга, имеющего научную и художественную ценность, требует со стороны художника-скульптора, во-первых, обширных технических познаний, во-вторых, соответствующей научной подготовки и, в-третьих, больших художественных дарований. Принимая во внимание все вышеперечисленные факты, комиссия по изучению мозга В. И. Ленина пришла к заключению, что более подготовленного человека для изготовления научно-художественного слепка с мозга В. И. Ленина найти невозможно, и единогласно остановилась на художнике-скульпторе М. А. Курбатове, как наиболее достойном кандидате».

Комиссия признала, что работа выполнена с «максимально-предельной точностью и в высокой степени художественно». Сам Михаил Алексеевич вспоминал: «Работа по изготовлению слепков мозга была в высшей степени ответственна и имела огромное научное, историческое и художественное значение, требовала от меня крайне нервного напряжения…».

Позже М. А. Курбатов был включен в число скульпторов, допущенных к участию в конкурсе на проектирование памятников В. И. Ленину. К первой такой работе он приступил в 1927 г. В 1935 г. работа над скульптурой была завершена, а уже в январе придирчивая комиссия одобрила изваяние вождя революции. Подход скульптора был необычным — живой В. И. Ленин был изображен в темно-сером костюме, в белой рубашке, в темно-вишневом галстуке, ноги обуты в черно-белые ботинки. Изображение было выполнено в натуральную величину, в натуральных тонах. Реалистичная фигура В. И. Ленина производила неизгладимое впечатление.

Это было лишь началом большой творческой работы. М. А. Курбатов создал уникальную галерею скульптурных портретов выдающихся людей — А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Г. И. Успенского, И. И. Мечникова, О. Ю. Шмидта. В экспозиции Белгородского историко-краеведческого музея представлены фотографии, на которых запечатлены эти работы. Сходство удивительное, муляжи выглядят как живые. Секрет кроется в уникальном материале, который мастер использовал для своих работ. До сегодняшнего дня многие ученые изучают его состав и свойства. М. А. Курбатов не раскрыл секрет «волшебной массы».

Память об известном земляке хранит наш город. 4 октября 2006 года одной из улиц Белгорода было присвоено имя М. А. Курбатова.

АННА МАЛАХОВА,
младший научный сотрудник Белгородского историко-краеведческого музея

Фото из архива Историко-краеведческого музея

Exit mobile version