К 120-летию со дня рождения первого красного пилота-воздухоплавателя
В фондах Белгородского государственного историко-краеведческого музея хранится немало уникальных экспонатов, каждый из которых является свидетелем ярких событий и может рассказать об удивительных людях. Передо мной пожелтевшая от времени рукопись, автором которой является «Первый Красный Пилот-Воздухоплаватель» — Н.Д. Анощенко. «Мои полеты» — так назвал ее сам автор. 25 сентября 2014 года исполняется 120 лет со дня рождения авиатора, кинематографиста и литератора Николая Дмитриевича Анощенко.
«Я родился в Белгороде. Неподалеку от дома, в котором мы жили у пивзавода, был большой луг и протекала речка Везелка. На этом лугу круглое лето и детвора, и взрослые запускали самодельные змеи всевозможных видов и размеров: от тетрадного листка до размеров оконного проема. Это было в самом начале века — века воздухоплавания, авиации и космонавтики», — писал Николай Дмитриевич.
Тянуло в небо с детских лет
С юношеских лет Николай увлекался спортом и авиацией. В 1910 году на первых в России состязаниях летающих планеров он занял призовое место и получил серебряный жетон из рук профессора Н.Е. Жуковского. Будучи членом одного из спортивных кружков и корреспондентом журнала «К спорту», в июне-июле 1912 года он совершил пеший поход по маршруту вдоль железной дороги Москва-Севастополь, пройдя полторы тысячи километров за 28 ходовых дней. Путевой блокнот с отметками прибытия и убытия на разъездах и станциях, зарегистрированный Сходнинским спорткружком, также хранится в фондах нашего музея.
В начале первой мировой войны Н.Д. Анощенко поступил вольноопределяющимся в 15-й корпусный авиаотряд. За два года войны прошел путь от младшего офицера воздухоплавательной роты до командира воздухоплавательного отряда привязных аэростатов. Аэростаты впервые позволили человеку подняться в воздух, а позднее и достичь стратосферы. Личная храбрость молодого офицера, умение организовать боевую работу были отмечены шестью боевыми наградами, в том числе офицерским орденом Святого Георгия.
5 мая 1917 года впервые в русской армии поручик Анощенко совершил показательно-испытательный прыжок с парашютом с привязного аэростата с высоты 720 метров. Опыт этого прыжка был распространен во всех воздухоплавательных частях армии. Используя боевой опыт, Николай Дмитриевич разработал и затем усовершенствовал мягкий чехол купола парашюта, который и теперь составляет неотъемлемую часть парашютных систем.
В декабре 1917 года после контузии Николай Дмитриевич прибыл в Москву и стал членом военно-революционного комитета (по авиации) Московского военного округа. Одновременно он работал в летучей лаборатории Н.Е. Жуковского по изучению и усовершенствованию парашютов.
Свободное воздухоплавание
В годы Гражданской войны Н.Д. Анощенко руководил не только фронтовыми воздухчас-тями, но и занимался возрождением «свободного воздухоплавания» на сферических аэростатах. «Свободное воздухоплавание» — это безмоторные полеты на летательных аппаратах. В 1920 году военлет, помощник начальника воздушного флота Красной армии Николай Дмитриевич Анощенко, выполнив все международные правила ФАИ (международной авиационной федерации), получил звание «Первого Красного Пилота-Воздухоплавателя». «Необычная приставка Первый к моему новому званию являлась своеобразной почетной наградой за мои скромные труды по возрождению свободного воздухоплавания в нашей республике», — пишет в своих мемуарах Н.Д. Анощенко.
С этого времени в стране началось возрождение свободного воздухоплавания. Первые полеты на аэростатах имели целью доказать возможность развития в РСФСР свободного воздухоплавания, несмотря на крайне тяжелые общие условия жизни страны, — и доказали это. А в 1921 году была проведена серия свободных полетов для различных научных наблюдений. «Тогдашние самолеты не могли предоставить научным работникам тех удобных и спокойных условий, которые давал им свободный полет на аэростате. С аэростата ученые наблюдали солнечное затмение 1921 года. Совершались научные полеты и с целью изучения т.н. болезни высоты для Наркомздрава. Результаты полетов были признаны «ценным опытным материалом», — вспоминал Николай Дмитриевич. Он — автор ряда книг по воздухоплаванию и аэронавтике, которыми зачитывалась широкая публика: «Свободные аэростаты», «Что такое Воздушный Флот», «Что такое планеры», «Люди в воздухе», «Война в воздухе».
Кинематограф
Еще в 1918 году Анощенко написал два сценария для первых советских учебных фильмов по воздухоплаванию, по обучению пилотированию самолетов — он стал и режиссером этих фильмов. Кинематографией Николай Дмитриевич увлекся еще в ранней молодости, в родном Белгороде. А в 1913 году, уже после переезда в Москву, 19-летний юноша впервые увидел устройство киноаппарата, ему раскрылась «механика» появления чуда. Так определились две его линии жизни — воздушная и кинематографическая. Среди созданных им научно-популярных фильмов следует отметить фильм «Люди и птицы» (1923г.), в котором показана работа одного из лучших планерных кружков — «Парящий полет» под руководством К. Арцеумова.
Николай Дмитриевич и сам часто был организатором планерных состязаний, в которых принимали участие многие молодые люди, увлекающиеся планеризмом. Среди них был и Александр Сергеевич Яковлев — будущий известный всему миру авиационный конструктор. Благодаря влиянию Н.Д. Анощенко, московский школьник-авиамоделист стал конструктором-новатором, создателем многих типов самолетов — спортивных и пассажирских, грозных для врагов истребителей «Як», реактивных самолетов и новых образцов вертолетов.
В фондах нашего музея хранится книга «Рассказы авиаконструктора», автором которой является А.С. Яковлев. Эту книгу он подарил своему учителю с дарственной надписью: «Николаю Дмитриевичу Анощенко, моему первому учителю, с глубоким уважением автор этой книжки». В нашем музее есть еще одна книга, написанная самим Н.Д. Анощенко — «Практическое руководство к постройке летательных аппаратов». «В этой работе Николай Дмитриевич доказал, что он хорошо понимает летательные модели и умеет их строить так, что они летают, потому что он обладал «чувством» летающей машины»,- писал в предисловии этой книги инженер П.К. Энгельмейер.
Именно желание популяризировать безмоторные полеты привело Николая Дмитриевича окончательно в кино. И в 1924 году, после одиннадцати рапортов, помощник начальника воздушного флота Н.Д. Анощенко стал «штатским человеком» -студентом Государственного института кинематографии. В 1925 году в числе лучших студентов Николай Дмитриевич выезжает в Германию. Главный результат этой поездки — кинематографический опыт, который отразился в книге «Кино в Германии», где подробно исследовано состояние кинотехники и кинотеатров. Кроме того, Н.Д. Анощенко стал не только обладателем фотоаппарата «Кодак»(хранится в фондах музея), но и киносъемочной камеры «Дебри» и любительской «Кинамики» — это для специалиста в России было настоящим богатством.
Он снял девять фильмов как оператор и одиннадцать как режиссер. Это были как художественные, так и документальные фильмы. «Праздник труда» (1931г.) вошел в историю отечественного кинематографа как первый хроникально-документальный цветной фильм. В нем Анощенко выступил как режиссер и сценарист. 23 апреля 1929 года Николай Дмитриевич послал в Комитет по делам изобретений Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР «заявочное свидетельство» — заявку на свои спектральные фильтры для съемок цветного кино и получил патент. «Спектроколор» Н.Д. Анощенко был признан изобретением. Это проектор с непрерывным движением пленки, который за счет государства был запатентован в США, Германии и Франции, поскольку обещал значительный экономический эффект.
Живая легенда
До 1956 года Н.Д. Анощенко был деканом ряда факультетов Всесоюзного государственного института кинематографии, а также читал лекции по разработанным им учебным курсам: «Общая кинотехника», «Технология производства фильма». Продолжал он служить кинематографу и пером — его книги изданы в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, писал статьи, выступал с лекциями.
В 1973 году Николай Дмитриевич побывал в родном городе, в нашем музее, где была развернута выставка о его работе в воздушном флоте и кинематографе. «На организованных музеем встречах с историками, краеведами, парашютистами и пилотами ДОСААФ города меня просили рассказать о полетах на сферических аэростатах, как присваивалось почетное звание «Первый Красный Пилот-Воздухоплаватель». Я почувствовал, как людям интересно было узнавать об изначальном развитии и воздухоплавания, и планеризма, свидетелем и непосредственным участником которых я был», — вспоминал Николай Дмитриевич.
Интерес к этому периоду истории нашего государства не ослабевает и сейчас, в век стремительных космических полетов. Посетителям нашего музея всегда интересен раздел экспозиции, рассказывающий о жизни и деятельности Первого Красного Пилота-Воздухоплавателя.
Умер Н.Д. Анощенко 15 декабря 1974 года. В честь нашего выдающегося земляка в 1995 году его имя было присвоено одной из улиц Белгорода. А на одном из домов на проспекте Богдана Хмельницкого установлена мемориальная доска в память о Н.Д. Анощенко.
ТАТЬЯНА САФОНОВА,
старший научный сотрудник Белгородского историко-краеведческого музея
Фото из архива музея