Курс на обновление

В областном центре ждут качественных изменений городского пассажирского транспорта

Сотни тысяч человек ежедневно перевозит белгородский общественный транспорт. Потому тема его развития и решения наболевших проблем актуальна для большинства, если не всех жителей города. Какой должна быть современная система перевозок, от кого зависит качество, как власти намерены его улучшать?

Тему развития пассажирских перевозок обсудили на брифинге, который провел 18 сентября первый заместитель мэра Константин Полежаев. Но обо всем по порядку — что было, что будет, чем сердце успокоится.

Пассажиры со стажем, наверняка, помнят: еще несколько лет назад в Белгороде бессистемно передвигалось невообразимое количество автобусов. Напомним, что обязанность по обеспечению населения общественным транспортом, в соответствии с нормами федерального законодательства, возложена на органы местного самоуправления.

Транспортный узел

Пассажиры со стажем наверняка помнят: еще несколько лет назад в Белгороде бессистемно передвигалось невообразимое количество автобусов. Напомним, что обязанность по обеспечению населения общественным транспортом, в соответствии с нормами федерального законодательства, возложена на органы местного самоуправления.

В 2011 году, дабы упорядочить это по истине стихийное движение, была принята муниципальная программа по совершенствованию транспортного обслуживания горожан. На тот момент в областном центре на маршрутах работало 1160 автобусов, большинство из которых малой вместимости. В ходе оптимизации от услуг порядка пятисот единиц транспорта отказались. В итоге на дорогах Белгорода осталось 643 автобуса.

Сделано это не наобум, а в соответствии с расчетами специалистов УП «Белнииградостроительства» (г. Минск). Отметим, что ими предварительно были проведены масштабные исследования городской маршрутной сети, отчет о которых отражен в двенадцати объемистых томах.

На основании рекомендаций белорусских специалистов городская администрация утвердила маршрутную сеть, включающую 34 городских и 64 пригородных автобусных маршрута, а также 11 маршрутов троллейбусов. Все они в качестве лотов были выставлены на открытый конкурс на право заключения договора на предоставление права регулярных перевозок пассажирским транспортом по регулярным муниципальным маршрутам.

Конкурс состоялся в июле этого года. По замыслу его организаторов, он должен был стать переломным моментом в деле наведения порядка с пассажирскими перевозками областного центра в целом.

Для справки

Перевозка пассажиров транспортом общего пользования осуществляется с определенной периодичностью по установленному маршруту в соответствии с действующими нормативными правовыми документами. Расписание движения и необходимое количество транспорта устанавливаются администрацией города Белгорода на основании изучения спроса населения, транспортных потоков и условий движения, возможностей межрейсового отстоя и пропускной способности остановочных пунктов маршрута. (Из постановления городской администрации о проведении конкурса (№ 52от 24.03.2014 г.))

В конкурсе приняли участие три компании — МУП «Городской пассажирский транспорт», ООО «Белкомтранс» и ООО «Автомиг». Именно с этими предприятиями городская администрация впоследствии и заключила соответствующие договоры. При этом компании-перевозчики согласились с ключевым требованием, предусмотренным условиями конкурса: наличие у транспорта двигателя экологического стандарта не ниже Евро-4. Таким образом, в течение года с момента заключения контракта весь подвижной состав старше десяти лет должен быть заменен на новые машины. И такая замена начата. И все бы шло по плану, но на маршрутах появились незаконные перевозчики, не подававшие заявку на участие в конкурсе. По словам Константина Полежаева, это компании ООО «Таксопарк» и ООО «Спутник». Эти транспортные предприятия отказались снимать с маршрутов свои изношенные автобусы и в настоящее время работают без заключения с мэрией договора.

Городской администрацией была создана рабочая группа, которая провела с полсотни проверок. Выяснилось, что незаконные перевозчики функционируют на четырех маршрутах — № 27, № 28, № 33 и № 127. В результате рабочая группа составила свыше двухсот протоколов об административных правонарушениях на водителей, которые работают под лицензией упомянутых юридических лиц. Как сообщил Константин Алексеевич, в настоящее время мэрия инициирует подачу в суд искового заявления о признании деятельности компаний ООО «Таксопарк» и ООО «Спутник» незаконной. На основании решения суда муниципальные власти предпримут действенные меры по наведению порядка на маршрутах и выведению незаконного транспорта с рынка услуг. Здесь подчеркнем, что львиную долю устаревшей и морально, и физически техники на маршрутах Белгорода сегодня составляют ПАЗы, еще часть — дряхлые «Мерседесы» и «Маны». И претензии властей к такому транспорту вполне обоснованы.

Первый заместитель мэра рассказал: «Большинство автобусов, используемых незаконными перевозчиками для работы на маршрутах, 1978-1987 года выпуска. Можете себе представить, в каком плачевном техническом состоянии они находятся. Отсюда и многочисленные претензии горожан на страшно чадящие, грязные и изношенные автобусы».

Мало того, появление на городских маршрутах «левых» машин свело на нет установленное расписание перевозок пассажиров. В условиях конкурса был пункт, предусматривающий разработку и строгое соблюдение графика дорожного движения. У официальных перевозчиков интервал между автобусами на маршруте не превышает семи минут. Появление «леваков» внесло в установленные графики сумятицу. «Водители пытаются набрать пассажиров, после того, как перед ними проехал незаконный перевозчик. Убытки только нашего муниципального предприятия составляют порядка трехсот тысяч рублей в день», — рассказал Константин Алексеевич. «Если мы сейчас закончим (а мы её обязательно закончим) работу по наведению порядка с легализацией перевозок, то чётко выровняем график движения автобусов на всех маршрутах», — констатировал Константин Полежаев.

Вопрос ребром

Журналисты, принимавшие участие в брифинге, обратили внимание первого заместителя мэра на то, что многие горожане сетуют на конструкцию салонов новых автобусов. Да и автобусы большой вместимости плохо вписываются в тесную транспортную сеть областного центра. Стоит ли в Белгороде использовать столь длинные автобусы?

Первый заместитель мэра сослался на то, что выбор марки транспортного средства остается сугубо за компаниями перевозчиками. Они в значительной мере учитывают собственные финансовые возможности. «Мы не лоббируем интересы какой-либо фирмы-изготовителя. В положении о конкурсе приведены лишь исходные параметры, которым должны соответствовать новые транспортного средства (экологический класс не ниже Евро-4, количество мест, и т. д.). Не забываем и интересы людей с ограниченными физическими возможностями. В связи с этим одно из условий: часть автобусов большой вместимости должны быть низкопольными», — подчеркнул Константин Алексеевич.

Поинтересовались представители СМИ и суммой, которая необходима на коренную модернизацию общественного транспорта и системы пассажирских перевозок в целом. При цене автобуса около двух миллионов рублей, на замену изношенного подвижного состава потребуется порядка одного миллиарда рублей. К тому же неизбежны текущие расходы на закупку запасных частей по ходу эксплуатации машин. При этом муниципальное предприятие будет привлекать для этих целей бюджетные средства. Плюс к этому увеличение количества троллейбусов.

Константин Полежаев подчеркнул, что приоритетной задачей для мэрии была и остается замена подвижного состава, который выпущен десять и более лет назад. Несмотря на значительное обновление автопарка, стоимость проезда пассажиров в общественном транспорте остается неизменной. Константин Алексеевич резюмировал: «О повышении тарифа на проезд сегодня не идет и речи».

О расширении троллейбусной сети, как это предлагали белорусские специалисты, речь в обозримом будущем также не идет. Прокладки релейной линии в Северное и Разумное обойдется куда дороже, нежели приобретение автобусов большой вместимости. «Сейчас приоритетной задачей является восстановление тех троллейбусных маршрутов, которые ранее существовали в границах Белгорода. В конкурсе выставлялись 11 маршрутов — №№ 1, 4, 5, 6, 7, 8 и 102 (от остановки «Родина» до п. Майского). На них троллейбусы постепенно полностью вытеснят использующиеся ныне автобусы.

В завершение брифинга журналистами был поднят вопрос о платных парковках. Их интересовало, когда же система парковок начнет функционировать в центральной части Белгорода.

Константин Алексеевич заявил, что в настоящее время завершается этап утверждения нормативно-правовой базы. В административный кодекс области должны быть внесены положения о штрафах. «На Гражданском проспекте платные парковки функционируют в качестве эксперимента, но оштрафовать водителя пока нельзя. Если областная Дума нас поддержит, то с 15 октября мы можем начать широкое внедрение платных парковок. В настоящее время уже создано муниципальное казенное учреждение „Белгородское парковочное пространство“ (распоряжение администрации от 27.08.2014 № 1592), задачи которого шире, чем взимание штрафов», — рассказал первый заместитель мэра. Наведение порядка с парковками в свою очередь позволит в определенной мере улучшить и пассажирские перевозки в городе.