Зачем изобретать велосипед?

В ближайшее время Белгород не станет городом двухколесных машин. И на это есть объективные причины

«Купите себе велосипед. Не пожалеете, если останетесь живы».(Марк Твен «Укрощение велосипеда»)

При слове «велосипед» вспоминается детство — восторг от ветра в лицо во время разгона, прыжки на колдобинах, пальцы до боли сдавливающие руль, вечно барахлящие тормоза и постоянно сбитые коленки. И еще семейная реликвия — фото прадеда, сделанное во время передышки на фронтах Первой мировой в 1916 году в рижском фотоателье. Залихватский донской казак с закрученными усами в военной форме держит в руках… велосипед. Почему? Я давно задал этот вопрос кому-то из родственников и получил ответ: велосипед — тогда это модно было.

Вот теперь велосипед, вроде бы, тоже модно. Среди части населения, ориентирующейся на здоровый велообраз жизни, который, в частности, является достаточно популярным на Западе. Говорят, что мэр Лондона, например, ездит на велосипеде на работу. У нас на работу ездят на двух колесах единицы, да и вообще, часто ли в городе вы можете увидеть человека на велосипеде? Ответ, скорее, отрицательный.

В июле на пресс-конференции мэр Белгорода Сергей Боженов затронул вопрос создания велодорожек в областном центре и вызвал своим выступлением определенный резонанс в средствах массовой информации. Заметьте, не в городе вообще, среди населения, а именно — в СМИ. Прежде чем обратиться к словам градоначальника, немного напомним историю вопроса.

Более года тому назад в рамках проекта «Народная экспертиза» в Белгороде было предложено начать строительство велодорожек и велопарковок. Цель предложения была, бесспорно, благая — по возможности пересадить белгородцев на велосипеды. Городская архитектура начала рассматривать различные варианты реализации этой программы. Самым масштабным проектом должна была стать велодорожка по проспекту Богдана Хмельницкого, от Белгородского проспекта до ротонды. Когда УКС администрации города рассчитал ее стоимость, то выяснилось, что только первая очередь ее сооружения обойдется городу приблизительно в 18 миллионов рублей. В кабинетах городской администрации задумались: а стоит ли овчинка выделки? И нет ли в городе более насущных проблем?

К сожалению, есть. Более того, их достаточно много. Например, те же дворовые территории, кое-где еще не доведенные до ума по одной простой причине: не хватает средств. Об этом, кстати, довольно четко сказал Сергей Боженов и вряд ли есть смысл повторяться. Понятно, что для подавляющего большинства горожан именно эти проблемы более важны и, по их мнению, требуют первоочередных финансовых вливаний. Так что, решение отказаться от этого проекта, выглядит вполне обоснованно.

Впрочем, дело не только в финансах. Есть и некоторые другие моменты, касающиеся нашего города. Это и климат: полгода на велосипед точно не сядешь, значит, на полгода — это совершенно бесполезное сооружение. Опять же холмистый рельеф города, подходящий, может быть, для спортивных тренировок, но не для спокойных прогулок. Что же касается велопарковок, уже введенных в строй, то каждый читатель может взглянуть на них собственными глазами: они пустуют. И это летом.

А важный и едва ли не главный фактор — человеческий. Ну не горят белгородцы желанием пересаживаться на велосипеды, не очень жалуют велосипедистов ни автомобилисты, ни пешеходы. Примерно две с половиной тысячи велосипедов приобретают ежегодно белгородцы. Об этом свидетельствует информация управления потребительского рынка города. Казалось бы, немало… Однако большинство горожан не спешат использовать двухколесного друга на постоянной, так сказать, основе.

Многие покупают велосипед, а потом просто забрасывают. В лучшем случае выезжают раз-два в год, покататься где-нибудь за городом. Исходя даже из собственной практики, могу это подтвердить — в свое время купил сыну-подростку вполне серьезный велосипед. Парень ездил на нем два сезона, а потом забросил. И на многие годы двухколесный друг занял место в кладовке среди прочего хлама. И у самого желания сесть в седло тоже, если честно сказать, не возникало.

Между тем, совершенно отказываться от велодорожек никто не собирается. Но должны они появляться, прежде всего, в зонах отдыха горожан, вдали от шумных улиц. Не исключено и строительство велодорожки в центральном парке. Такова взвешенная и вполне реальная политика наших городских властей.

Что же касается ажиотажа, поднятого некоторыми СМИ, то с определенной долей иронии можно говорить о велосипедном «лобби». Я не имею в виду производителей и продавцов велосипедов. Речь просто об активных любителях велосипеда (что неплохо) и любителях поднять определенную волну (что не есть хорошо) в одном лице. Это как представители некоторых политических партий и общественных движений, сторонников у которых совсем немного, но которые своим реагированием на любую проблему пытаются создать впечатление многочисленности.

Впрочем, ни в коей мере не хочу, чтобы у кого-то создалось впечатление, что я против велосипедистов и велоспорта. Катайтесь на здоровье. Безопасно для себя и других. Отдых на велосипеде ничуть не хуже любого другого. Но говорить об отдыхе на самой оживленной трассе города, представляется несколько затруднительно.

Мнение

Марина, велосипедистка:
— Раньше ездила на работу на велосипеде, теперь не езжу. Ездила по тротуару. Не очень удобно, пешеходы часто чуть ли не бросаются под колеса, особенно бабушки. Но по дороге еще страшнее — автомобилисты не очень смотрят на велосипедистов. Велосипедные дорожки тоже, думаю, выходом не станут — они будут просто бесполезны. Люди — не приучены, велосипедистам — непривычно, а вот пешеходы точно по ним ходить начнут.

Exit mobile version