Вагонные споры

На смену электричкам в Белгород могут прийти рельсовые автобусы

С переходом РЖД на капиталистические рельсы проезд в поездах многократно подорожал. Несмотря на это, железнодорожники утверждают, что пассажирские перевозки все равно остаются нерентабельными. Без дотаций, дескать, не обойтись. В ожидании их монополист неумолимо сокращает число вагонов в составах и скорбно отменяет одну электричку за другой.

Правительство области с этой позицией согласиться не может, а потому не спешит оплачивать многомиллионные счета за пригородные перевозки населения, которые регулярно выставляет железнодорожная компания. Идет поиск решения транспортной проблемы.

В конце прошлого года региональные власти, обсудив вопрос с муниципалитетами, приняли соломоново решение: по возможности отказаться от электричек, заменив их автобусными перевозками. В итоге областной заказ на пригородные железнодорожные перевозки сократили на сорок процентов — из 78 электричек по 10 направлениям осталось 47 по девяти. Однако полумерами эту проблему явно не решить.

На заседании малого правительства области, состоявшемся на этой неделе, рассматривалась концепция организации транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении. Начальник департамента строительства, транспорта и ЖКХ Николай Калашников предложил два варианта. Во-первых, можно по максимуму отказаться от услуг железнодорожников и перейти на автобусные перевозки. В регионе останется лишь несколько электричек, которые будут курсировать по маршрутам: Белгород — Наумовка — Казачья Лопань, Белгород — Готня — Хотмыжск, Белгород — Ржава — Старый Оскол, Старый Оскол — Касторная-Новая и Валуйки — Алексеевка — Лиски. Но при этом возникает необходимость открыть 19 новых автобусных маршрутов, увеличить число рейсов и содержать значительный парк машин большей вместимости. Кроме того, необходимо создать на Белгородчине разветвленную дорожную сеть, строительство которой обойдется в немалые деньги. По мнению первого вице-губернатора Валерия Сергачёва, в этом есть свой резон, поскольку построенными дорогами смогут пользоваться не только автобусы, но и все водители автотранспорта.

Второй вариант — реализовать пилотный проект по внедрению рельсовых автобусов. Рельсовые автобусы, которые выпускает одно из российских предприятий, предназначены для перевозки пассажиров на неэлектрифицированных участках железной дороги. Они могут использоваться для городского, пригородного и межрегионального сообщения. Руководство пассажирской компании, предложившей этот проект, видит возможность создать на Белгородчине предприятие для осуществления пригородных железнодорожных перевозок на основе государственно-частного партнёрства. Десять рельсовых автобусов позволят полностью удовлетворить потребность региона в пригородных железнодорожных перевозках на тех направлениях, где нет возможности использовать вместительный пассажирский автотранспорт.

Рельсовые автобусы уже эксплуатируются в Монголии, Литве, Украине и России, в частности в Саратове.

Губернатор, выслушав все предложения, отметил, что необходимо найти компромисс между двумя предложенными вариантами организации транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении. По его словам, область готова «разово вложить деньги», однако следует ясно понимать, каким образом инвестированные средства в перспективе удастся компенсировать. По информации пресс-центра губернатора и правительства области, Евгений Савченко дал поручение профильным департаментам в течение одного месяца просчитать экономическую составляющую пилотного проекта, чтобы затем принять окончательное решение

К СВЕДЕНИЮ

Соседи заменили электрички автобусами

В Курской области в конце прошлого года комитетом промышленности, транспорта и связи совместно с представителями компании ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» был проанализирован пассажиропоток в направлении Белгорода. Вывод оказался неутешительным: наполняемость вагонов электричек в среднем составляла от 6 до 12 процентов. В связи с этим расписание движения электропоездов в упомянутом направлении оптимизировали.

В настоящее время ежедневно до Белгорода и обратно курсируют семь пригородных поездов и семнадцать автобусов большой вместимости. Кроме того, по информации пресс-службы Курской областной администрации, в том же направлении ездят пятнадцать автобусов пригородных и межмуниципальных маршрутов и до восьми микроавтобусов, работающих в режиме маршрутного такси.