Сергей Боженов: «Главное для нас — создание города, удобного для людей»

В канун празднования Дня города мэр Белгорода дал эксклюзивное интервью телеканалу «Белгород-24».

Глава областного центра рассказал о различных аспектах жизнедеятельности областного центра, перспективах развития, дал оценку программам и проектам, реализуемым в настоящее время на его территории. Совершенствование пассажирских перевозок, капитальный ремонт, строительство новых объектов, обустройство территорий — вот лишь часть тем, затронутых в программе Разговор с мэром«. Сегодня мы предлагаем читателям ее газетную версию.

— Сергей Андреевич, насколько прочны сегодня у Белгорода экономические позиции, позволяют ли они дальше развивать социальную сферу?

— Белгород развивается стабильно. Из года 70-летия освобождения города Белгорода мы плавно перешли в год 60-летия образования Белгородской области, продолжая все те созидательные и позитивные дела, которые были в 2013 году. Что касается экономических показателей первого полугодия 2014 года, они демонстрируют небольшой рост по сравнению с тем же периодом прошлого года. Так, индекс промышленного производства, по предварительным итогам, составил 109 процентов. Объём отгруженных товаров уже достиг 40 миллиардов рублей — это достаточно весомо. Но важно то, что сохранены все социальные обязательства. В первом полугодии более 81% городского бюджета составили социальные расходы.

Есть еще один очень важный показатель развития экономики — заработная плата. Так вот за шесть месяцев текущего года она выросла в Белгороде на восемь процентов и составляет 26,5 тысяч рублей. О росте благосостояния людей говорит и структура покупок. Сейчас белгородцы тратят на покупку продуктов питания, свое жизнеобеспечение около 30-35 процентов доходов. Остальное идет на приобретение высокотехнологичных товаров, что говорит о росте достатка горожан. В общем же все эти показатели характеризуют планомерно развивающуюся экономику областного центра, что возможно только в условиях стабильно действующей федеральной и региональной власти, сплоченной работы городской управленческой команды.

— В Белгороде началась реализация проектов «Миллион роз» и «201», взаимосвязанных между собой и направленных на то, на обустройство городского пространства, создание комфорта и уюта. Находите ли Вы в решении этих задач поддержку горожан, и каким видите участие жителей в развитии территорий?

— Названные проекты являются значимыми для города и входят в качестве элементов в большую программу «Город удобный для жизни». Проект «Миллион роз» вслед за «Миллионом тюльпанов» нацелен на то, чтобы городские клумбы украсили многолетние растения. Это оправданно с точки зрения затрат и помогает придать в течение всего сезона весна-лето-осень нарядный облик нашему городу. Второй проект, который носит условное название «201» — это уже ландшафтное обустройство территорий, предусматривающее создание непрерывной сети интересных благоустроенных мест, в которых приятно находиться и отдыхать, то есть — город-парк. Проект этот создан силами профессионалов и включает в себя 201 территорию. Поддержку в реализации этих проектов у горожан мы пока находим не столь активную, как того хотелось бы, но в дальнейшем рассчитываем на ее активизацию, на участие каждой улицы, двора, дома. В новых проектах, на наш взгляд, должны проявиться дух сотрудничества, солидарности, соработничества. Это и есть элемент создания солидарного общества, на что нас нацеливает губернатор области Евгений Степанович Савченко.

— Белгородцы уже оценили реконструкцию улицы Губкина. Это яркий пример социального партнерства с бизнесом. Как властям удается привлекать представителей бизнес-сообщества к решению общегородских задач, ведь понятно, что каждый считает деньги и не всегда с ними хочет расставаться, пусть даже на благие дела?

— Мне нравится определение, что есть город, которое дал Аристотель: «Город — это единство непохожих». Для нас это — единство власти, бизнеса и общества, консолидация усилий, направленных на то, чтобы сделать город боле6е удобным для жизни. Это и есть солидарное общество. Ярким примером такого единства является созданный по инициативе представителей бизнес-сообщества Фонд инновационного развития градостроительной деятельности — наше ноу-хау, единственный случай в России. Средства, которые руководители предприятий, индивидуальные предприниматели вносят в Фонд, идут на реальные дела по благоустройству нашего города, его конкретных улиц. Что будет дальше с этой инициативой? Нам бы очень хотелось, чтобы она расширялась, чтобы в нее включалось как можно больше участников. Сегодня их порядка 600.

— Капитальный ремонт многоквартирных домов — программа, о которой много спорили, но важность которой сложно переоценить. Домам нужен ремонт, но пускать ситуацию на самотек нельзя. Горожане ждут от властей контроля — в первую очередь за качеством ремонта. Учитывая, что средства собирает региональный оператор, городские власти держат руку на пульсе?

— Реализация данной программы очень важна для всех, и задача власти — создать все необходимые для этого условия. Мы можем проводить контроль строительный, но 85 процентов жилья в городе — частное. Ремонт проводится, в том числе, и за деньги собственников, поэтому они сами не должны оставаться в стороне от процесса. Нужно, чтобы за качеством капитального ремонта постоянно следили советы многоквартирных домов, ТОСы, то есть те люди, которые непосредственно живут в том или ином ремонтируемом доме. Надо, чтобы жильцы почувствовали себя хозяевами собственного жилья не только де-юре, но и де-факто. Мы, к сожалению, в этом году много потеряли времени на уговоры жильцов, на то, чтобы объяснить им, что делается это для их блага. А в целом, в городе есть все условия, чтобы реализовывать эту программу быстро и качественно. Напомню, что в 2014 году планируется отремонтировать 32 многоквартирных дома более чем на 400 миллионов рублей.

— В этом году сделан еще один серьезный шаг в совершенствовании пассажирских перевозок. Было заявлено, что «ПАЗИКам» в городе не место. Нашли ли городские власти понимание у перевозчиков, чувствуете ли поддержку жителей и какого эффекта ждете от итогов конкурса на право осуществления перевозок?

— Мы ждём, прежде всего, что пассажирские перевозки в Белгороде будут цивилизованными, их система — понятной и удобной для горожан, на дорогах будет порядок: меньше пробок, загазованности, аварийных ситуаций. Для того чтобы частные перевозчики поддержали эту стратегию пришлось сделать небывалый шаг: значительно в один момент обновить муниципальный автобусный и троллейбусный парк. Причём не просто новым, а экологически чистым, современным, экономичным транспортом. Напомню, что это 105 автобусов и 20 троллейбусов. Теперь мы отмечаем, что и бизнес пошёл на то, чтобы закупить новый подвижной состав. Но главное — не останавливаться на полпути. Дел в сфере пассажирских перевозок ещё много. Горожане, должен сказать, нас поддержали, с удовлетворением, в целом, отнеслись к нашей работе.

— Проект «Белгородская остановка» — еще один шаг в совершенствовании облика Белгорода. Когда мы увидим электронные табло с расписанием на остановках?

— Остановки — тоже часть большой и достаточно длительной работы по модернизации системы пассажирских перевозок. Это уже не просто вопрос удобства пассажиров, а серьёзный проект, оказывающий эффект на городскую среду. Горожане и гости областного центра уже успели оценить удобство и функциональность новых остановок. Следующий шаг — электронные табло и введение оптимального расписания. И если электронные табло мы уже видим, то с расписанием, задача сложная и пока нерешенная. Именно ее мы и ставим перед перевозчиками. Главное ведь не само расписание даже, а четкое его выполнение. Нужно, чтобы горожанин четко знал, когда и куда с этого места он может уехать. Опыта, наработанного по этому вопросу, нет и в других регионах, так что мы будем среди первых, как мы к этому уже привыкли на Белгородчине. Повторюсь, работы здесь ещё очень много, но мы на верном пути.

— Сергей Андреевич, в СМИ и соцсетях достаточно активно обсуждается тема строительства жилых домов на территориях вблизи образовательных учреждений. Люди переживают, что исчезнут школьные спортивные площадки. Поясните, пожалуйста, чем вызваны эти работы на самом деле?

— Прежде всего, не надо драматизировать ситуацию. Особых волнений нет, основная масса жителей знает, чем это вызвано. Вместе с тем допускаю, что у кого-то остались вопросы. Так вот, это не вопрос капитализации жилищного строительства. Сегодня большинство школ города имеют весьма приличный возраст. Для здания — это проблема, а стоимость их реконструкции высока. И город не может быстро решить эту проблему. Появилась задумка привлечь к ее решению бизнес. Получается двойной эффект. Судите сами: застройщик, приходя в микрорайон и получая объект, обязан выполнить ряд социальных обязательств, среди которых — ремонт образовательного учреждения, спортивной площадки с устройством подземного паркинга, благоустройство территории. Вспомните, что было вокруг стадиона 35-й школы, а теперь она является примером. Теперь мы можем гордиться лицеем № 10, где полностью отремонтированы два здания, стадион, бассейн. Это самый оптимальный на сегодняшний день, при недостаточности бюджетных средств, способ привести в порядок наши школы, благоустроить микрорайоны, наполнить их необходимой инфраструктурой. Да, неудобства во время строительства для горожан есть, но они — временные, а польза — навсегда. Вот таким девизом мы и руководствуемся в этом случае.

— Городские власти каждый год делают социально значимые подарки горожанам, сдают новые объекты. Чем планируется порадовать белгородцев в этом году и каковы приоритеты при возведении тех или иных объектов?

— Мы стараемся решать вопросы действительно социально-значимые, важные для людей. В первую очередь, выполнить то, о чем просят горожане, выполнить их наказы, данные в период выборной компании. Ярким примером тому является строительство новой ледовой арены на улице Корочанской. Избиратели сетовали на то, что для занятий таких видов спорта, как хоккей и фигурное катание, льда в городе не хватает, а существующий Дворец спорта переполнен. И вот наказ выполнен, а юные горожане получили возможность заниматься любимыми видами спорта. Исполнен наказ горожан и в части строительства подземного перехода через улицу Губкина, между детской поликлиникой № 4 и рынком «Семейный».

Поскольку вся страна, а значит, и мы с вами, отмечаем Год культуры, в городе проходит много интересных мероприятий, в том числе открываются новые памятники. Мы, конечно же, не могли остаться в стороне от празднования 700-летия Сергия Радонежского. Памятник одному из самых почитаемых православных святых установлен на пересечении проспекта Славы и улицы Князя Трубецкого.

В этом году исполнилось 360 лет со времени подписания договора о вечной дружбе России и Украины. Событие это произошло во многом благодаря Богдану Хмельницкому. Бронзовый бюст великого запорожского гетмана, полководца и государственного деятеля установили вблизи одноимённого проспекта на Свято-Троицком бульваре.

Открыт в городе и памятник «Погибшим в локальных войнах и вооружённых конфликтах». Это наш долг тем, кто защищал интересы Родины.

Мы уделяем много внимания вопросам, связанным с материнством и детством. Поэтому строительство городского перинатального центра на территории горбольницы № 2 — важное событие для города и его жителей. Реализация этого проекта рассчитана на два года и станет хорошим подарком всем мамам — сегодняшним и будущим.

Пока еще в городе имеет место проблема нехватки детских садов и поликлиник. Мы также стараемся ее решить, выполняя, в частности, один из наказов избирателей. На днях в микрорайоне Крейда после капитального ремонта распахнула двери детская поликлиника № 2. Получили хороший подарок и жители Харьковской горы — 150 мест в новом детском саду. Детский сад общеразвивающего вида № 78 открылся на улице Буденного. Надеемся, что дошкольное учреждение порадует и детишек, и их родителей.

Хочу отметить, что ежегодно более 150 объектов социально-культурной сферы находятся в стадии строительства или ремонта, а это значит, что город живет полнокровной жизнью, постоянно развивается и обновляется.

— Каким Вы видите наш город через 10 лет?

— Наша городская управленческая команда смотрит в будущее, но даже не в завтрашний, а в послезавтрашний день. В 2007 году первыми в России мы приняли Стратегию развития города до 2025 года, опираясь на генеральный план развития областного центра. Взяв его за основу, стали привлекать и другие составляющие. К примеру, чтобы создать город удобный для людей, необходимо позаботиться о его экологии. Чтобы обеспечить экологическую безопасность горожан, была проделана довольно большая работа. Так, мы решили вопросы по очистке выбросов цементного завода, по очистным сооружениям на «Цитробеле», что во многом позволило уменьшить неприятные запахи, так беспокоившие горожан. Раз мы хотим создать город-парк, город-сад, он должен быть экологически чистым во всех отношениях. И эта работа продолжается.

А еще он будет городом добра и благополучия, городом, удобным для жизни — таким я вижу будущее нашего Белгорода.

Интервью в сокращении записал Андрей Юдин