Прошедший год был особенным

Образовательные учреждения муниципалитета к реализации стратегических направлений развития системы образования готовы

Ежегодно в преддверии нового учебного года работники образования встречаются на конференции для серьезного и заинтересованного разговора об итогах деятельности городского педагогического сообщества за прошедший учебный год, заслуженных успехах и не решенных еще проблемах. В этом году конференция состоялась 28 августа. Накануне мы встретились с начальником управления образования администрации Белгорода Андреем Мухартовым и попросили рассказать об итогах прошедшего учебного года, планах и перспективах предстоящего.

— Андрей Александрович, чем глобальным ознаменовался 2013 — 2014 учебный год?

— Прошедший учебный год стал особенным для всей системы образования. С 1 сентября прошлого года вступил в силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Одной из основных новелл этого закона стала широкая автономия образовательных учреждений, их самостоятельность в осуществлении деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. А 28 октября 2013 года постановлением правительства области была утверждена Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 — 2020 годы. Этот программный документ определяет, как будет развиваться в целом региональная система образования в среднесрочной перспективе. Использование стратегического планирования не только задает ориентиры развития, но и позволяет отчетливо очертить тот круг проблем, которые наиболее остро стоят перед сферой образования. И хотя многие из этих вызовов носят общероссийский, а зачастую наднациональный, общецивилизационный характер, они в полной мере характерны и для муниципальной системы образования.

— Обозначьте вкратце основные.

— Наиболее острым для муниципальной системы образования остается вопрос доступности для населения услуг дошкольного образования. К сожалению, несмотря на все принимаемые меры, дефицит дошкольных мест остается в городе достаточно высоким.

К числу проблем, характерных для всей системы образования, относится также проблема формализации и снижения уровня воспитательной работы в школе, её замена культурно-досуговой деятельностью. Целый комплекс проблем остается в сфере дополнительного образования. Это и проблема доступа к услугам данного типа образования детей с ограниченными возможностями здоровья. И необходимость совершенствования новых образовательных технологий: проектных, исследовательских, профессионально-ориентированных, особенно в области техники, естественных и социальных наук. Серьезной проблемой является низкий уровень материально-технической базы организаций дополнительного образования, которая не соответствует современным требованиям инновационной экономики, перспективного рынка труда.

Ещё одним вызовом для сферы образования становится неготовность педагогического корпуса к решению стоящих перед системой образования задач. Это связано и с недостаточными темпами обновления педагогических кадров, и с отсутствием необходимых для работы в образовательном учреждении компетенций у выпускников учреждений профессионального педагогического образования.

— На днях на заседании правительства области был представлен проект Закона «Об образовании в Белгородской области». Что изменится в системе образования с его принятием?

— Данный документ устанавливает правовые, организационные и экономические особенности функционирования системы образования в Белгородской области, определяет её инфраструктуру, предоставляет возможность осуществления инновационной деятельности в сфере образования, регулирует вопросы обеспечения учащихся литературой, питанием и стипендиями. Для областного же центра основным документом, обеспечивающим максимальную концентрацию и эффективное использование имеющихся финансовых, временных, кадровых ресурсов, должна стать городская целевая программа «Развитие образования городского округа „Город Белгород“ на 2015-2020 годы». Проект программы в настоящее время находится на согласовании в структурных подразделениях администрации города.

— Сегодня много говорят о национальной модели образования. Что она собой представляет?

— Одним из приоритетных направлений построения национальной модели образования является подготовка интеллектуальной элиты — молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве. В прошедшем учебном году Белгород сохранил лидерскую позицию в области работы с талантливой молодежью. На региональном этапе всероссийской олимпиады школьников Белгород представляли 338 обучающихся, количество призовых мест — 160 (47,3%) (2011-2012 учебный год — 141), наибольший вклад в копилку призовых мест внесли лицеи №№ 38,9, 32 и гимназии №№ 1 и 12. В заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 28 учащихся (в 2013 году — 26), 10 из них стали победителями и призерами (2013 год — 8) по таким предметам как астрономия, обществознание, право, физика, физическая культура.

Успехи наших детей находят признание на федеральном уровне. За три последних года обладателями премии для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стали 63 белгородца.

Одна их главных задач, за решение которой нужно основательно браться — это производство педагогических технологий для развития одаренности. Данная задача может быть решена при последовательном применении активных, методов, позволяющих организовать уникальное творческое взаимодействие педагога и обучающихся, создать оптимальные условия для интенсивного развития личности.

— Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок получил не только бесплатное, но и качественное школьное образование. Все ли школы города могут его сегодня обеспечить?

— К сожалению, с каждым годом становится все сильнее разрыв между учреждениями по результатам итоговой аттестации выпускников. В 2014 году значение показателя «отношение среднего балла ЕГЭ в 10% школ с лучшими результатами к среднему баллу в 10% школ с худшими результатами» увеличилось еще на 7 пунктов и составило 1,54. Это значит, что выпускники школ с лучшими результатами набирают на экзамене в полтора раза больше баллов, чем выпускники менее эффективных школ. Данная ситуация отягощается еще и тем, что список школ-аутсайдеров по итогам государственной аттестации из года в год не меняется. Сейчас каждое ОУ разрабатывает программу перевода своей школы в эффективный режим работы. Департамент образования Белгородской области объявил конкурс таких программ. По его результатам школы-победители получат финансовую поддержку в виде гранта.

— Еще многие родители хотят, чтобы дети учились не только в хорошей школе, но и каком-либо профильном классе. Насколько это возможно?

— По показателю «охват профильным обучением» мы фактически достигли значения, запланированного в областной стратегии на 2020 год. В настоящее время профильное обучение реализуется в 31 среднем общеобразовательном учреждении (77,5% всех СОШ). Им охвачено 2518 обучающихся (81% старшеклассников). Имеется и определенный опыт организации уникальных профилей. Так, накопленные при реализации проекта «Школа будущего педагога» ресурсы позволили в наступающем году в школе № 42 провести уже второй набор в профильные педагогические классы. В школе № 28 организуется 10 профильный класс журналистики. Есть опыт организации медицинских классов в лицее № 32. В этом году мы переформатируем ставший уже традиционным для нашей системы профильный архитектурный класс. Его мы откроем на базе школы № 49. Анализируя набор реализуемых общеобразовательными учреждениями профилей, вполне можно сделать вывод о том, что он, в целом, адекватен социальному заказу и укладывается в список предметов, выставляемых вузами в качестве вступительных испытаний. При этом, данные анализа поступления выпускников профильных классов наглядно свидетельствуют, что наиболее соответствуют социальному заказу организация обучения старшеклассников по индивидуальному учебному плану. В 2013 — 2014 году этот план реализуется в 13-ти СОШ. Этой формой обучения охвачено 1302 старшеклассника (42% от общего количества учащихся 10-11 классов.

— Слышала, что образовательные учреждения проходят независимую оценку качества образования. Так ли это?

— В 2013 году постановлением правительства Российской Федерации были утверждены правила независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. В 2013-2014 учебном году такую оценку прошли 4 общеобразовательные учреждения, 23 дошкольных образовательных учреждений, 6 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности. Максимальное количество баллов набрали Лицей № 32, начальная школа — детский сад № 44, детские сады №№ 1, 2, 11, 13, 16, 25, 27, 28, 39, 43, 45, 59, 65, 69, 84. В следующем этапе независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, запланированном на сентябрь 2014 года, примут участие 9 общеобразовательных учреждений повышенного уровня. Надеемся, что они займут достойное место в областном рейтинге общеобразовательных учреждений.

Общеобразовательные учреждения Белгорода приняли участие в реализации проекта «Социальный навигатор», направленного на развитие независимой оценки услуг и организаций социальной сферы. В рамках этого проекта в октябре 2013 года проводились региональные исследования по направлению «Всероссийский рейтинг школ повышенного уровня 2013». По результатам исследования четыре наших учреждения вошли в число 100 лучших учебных заведений России. Это лицеи №№ 9, 32, 38 и гимназия № 3.

— В центральной прессе не раз говорилось о значимости дополнительного образования, его интеграция с дошкольным и общим образованием. Как в этом плане обстоят дела в областном центре?

— Сегодня обучающиеся учреждений дополнительного образования являются конкурентоспособными на международном и всероссийских уровнях. В прошедшем учебном году 270 обучающихся стали победителями и призерами международных конкурсных мероприятий, 988 — всероссийских. В настоящее время программы дополнительного образования осваивают более 40 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет. Это 91% от общего количества детского населения Белгорода данного возраста. Сразу же оговорюсь: по данному показателю мы давно уже перевыполнили все областные планы.

Однако руководителями учреждений дополнительного образования должна вестись постоянная работа по расширению вариативности образовательных услуг. Более того, необходимо сделать эти услуги привлекательными для разных категорий детей: одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным поведением и так далее.

— Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Что сегодня делается в Белгороде для здоровьесбережения детей?

— Несмотря на то, что наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования, мы убеждены, что сохранением здоровья нужно заниматься с раннего дошкольного возраста.

В связи с этим управлением образования был инициирован проект «Формирование модели здоровьесбережения участников образовательных отношений в муниципальном ДОУ». В реализации проекта участвуют 14 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (№№ 7, 8, 12, 14, 18, 28, 51, 57, 58, 64, 69, 70, 74, 88). На базе этих учреждений мы планируем к 2016 году создать и апробировать муниципальную модель взаимодействия участников образовательных отношений муниципального ДОУ по формированию здорового образа жизни.

Задача сбережения и сохранения здоровья может быть успешно решена при использовании системного подхода. Такой системный подход заложен в технологии академика В. Ф. Базарного. В 2013-2014 году по этой технологии обучалось 2347 учащихся в 21 школе города. В наступающем учебном году мы планируем создать необходимые условия для реализации данной технологии в школах №№ 7 и 39.

Большое значение для сохранения и укрепления здоровья учащихся имеет организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. С 1 сентября 2014 года в общеобразовательных учреждениях города начнется апробация физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». На создание системы сбережения и укрепления здоровья направлен и муниципальный проект «Создание на базе общеобразовательных учреждений г. Белгорода рекреационно-образовательных зон». На пришкольной территории планируется организация пространства для проведения занятий по учебной и вне учебной деятельности, заседаний научных обществ и др. Проще всего на улице проводить уроки физкультуры, биологии, географии, рисования. Однако можно провести также химию, физику и даже математику. В 2014-2015 году в проекте будут участвовать 4 школы города (№№ 1,3,11,44). Однако планируем, что опыт организации многофункциональных рекреационно-образовательных зон будет в дальнейшем использоваться и в других образовательных учреждениях города.

— В понедельник во всех школах города пройдет традиционный праздник Первого звонка, и тысячи белгородских школьников сядут за парты. Насколько образовательные учреждения областного центра подготовились к этому событию?

— Более 57 миллионов рублей из средств городского бюджета было выделено в 2014 году для модернизации образовательных учреждений. В 50-ти образовательных учреждениях (из них 22 общеобразовательные школы, 25 дошкольных образовательных учреждений и 3 учреждения дополнительного образования) к началу нового учебного года выполнены ремонтные работы отдельных элементов инфраструктуры. Это — ремонт спортивных площадок в школах №№ 8 и 16, реконструкция помещений для групп старшего дошкольного возраста в школе № 21, ремонт бассейна в гимназии № 22 замена оконных блоков в школах №№ 2, 29, 33, в детских садах №№ 12, 68, в помещении «Станции юных натуралистов», ремонт кровли в детских садах №№ 15, 64, 65, 68, пищеблоков в школах №№ 19 и 33, в ДОУ №№ 1, 13, 48, 64, 72, в 31 школе был проведён ремонт вентиляции пищеблока, ремонт санузлов в школах №№ 29 и 41, в детских садах №№ 5, 85, 87, раздевалок и душевых в школах №№ 22, 29 и ДЮСШ № 2, ремонт системы отопления в школе № 43 и ДОУ №№ 41, 69, теневых навесов в 11 детских садах. Проведены электромонтажные работы, ремонт ограждения в школах №№ 5, 11, 18, 24, 33, 34, 36, 37, 38.

Также почти 17 миллионов рублей было выделено на выполнение работ по текущему ремонту образовательных учреждений. Виды работ руководители определяли самостоятельно: замена окон и дверей, внутренняя отделка помещений в соответствии с требованиями СанПиН и нормами противопожарной безопасности. Комиссией приняты 45 школ, 67 детских садов и 14 учреждений дополнительного образования города Белгорода, все учреждения готовы к началу нового учебного года, нарушений не выявлено.

— Говоря о школьном образовании, нельзя обойти стороной дошкольное, ведь многие первичные навыки, умения, знания даются именно в детских садах. Сколько в городе сегодня дошкольных учреждений, и какое количество детей их посещает?

— В настоящее время в Белгороде действует многоуровневая система дошкольных организаций различных типов и видов, которая включает в себя 67 муниципальных дошкольных образовательных организаций, 1 комплекс «Начальная школа — детский сад» № 44 и 14 общеобразовательных учреждений, имеющих дошкольные группы (гимназия № 3, прогимназия № 51, школы №№ 17, 27, 29, 31, 35, 36, 37,39,40, 42, 43,47).

Общая численность воспитанников дошкольных организаций, оказывающих услуги в режиме полного дня пребывания, в 2014 году составила 17277 детей, из них количество детей, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях составило 16331 детей. Охват детей в возрасте от 1 до 7 лет программами дошкольного образования, развития, присмотра и ухода в городе возрос до 67,2% (в 2012 году — 62,8%). Отмечен также рост охвата детей в возрасте от 0 до 3 лет программами поддержки раннего развития (в 2013 году — 14%, в
2012 году — 8,3%).

Для увеличения охвата детей услугами дошкольного образования реализован муниципальный проект «Организация групп дошкольной подготовки в общеобразовательных учреждениях города Белгорода», итогом которого стало открытие дополнительно 8 дошкольных групп (200 мест) на базе общеобразовательных учреждений №№ 27,37,39,40,43, 47. В 2013-2014 годах введены в эксплуатацию после реконструкции МБДОУ № 7 на 120 мест и новое здание (филиал МАДОУ № 78) на 100 мест. Поэтапно проведена оптимизация деятельности групп компенсирующей направленности (организация работы групп в спаренном режиме в одном помещении, оказание коррекционной помощи в условиях дополнительно открываемых логопедических пунктах), что позволило не только сохранить контингент воспитанников, охваченный коррекционной помощью, но и осуществить дополнительный набор детей младшего возраста из городской очереди на освободившиеся места (с 2011 года — 660 мест). Все это позволило обеспечить снижение показателя «доля детей в возрасте 1-6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения в общей численности детей в возрасте от 1 до 6 лет», с 8,6% в 2012 году до 6,6% в 2013 году.

— За счет каких средств реализуются мероприятия по модернизации условий, обеспечивающих общедоступное качественное и бесплатное дошкольное образование?

— За счет бюджетных средств различных уровней. Так, в 2013 году на создание дополнительных мест в муниципальных ДОУ города из средств федерального бюджета направлено 5,3 млн. рублей. Для оснащения МБДОУ № 7 из городского бюджета было выделено 6 млн. руб. В 2014 году на мероприятия по модернизации дошкольных учреждений города предусмотрено 6,2 млн рублей из средств областного бюджета и 13 млн. рублей — из городской казны. Эти средства направляются, в том числе, на приобретение технологического оборудования, компьютерной техники, обновление мебели, приобретение игрового и спортивного оборудования.

— В условиях дефицита мест в муниципальных детских садах стали открываться активно частные сады и развивающие центры. Сколько сегодня в областном центре таких организаций?

— В настоящее время частный сектор дошкольного образования в городе представлен 42 организациями. Расширение спектра дошкольных организаций свидетельствует не только о переориентации рынка услуг дошкольного образования города, но и о зарождении механизмов конкуренции между частным и муниципальным сектором, которые должны стимулировать качество предоставляемых услуг.

— Насколько востребованы так называемые вариативные формы работы с неорганизованными детьми?

— Организация работы групп кратковременного пребывания, консультационных центров позволяет увеличить охват детей дошкольного возраста услугами муниципальных ДОУ и оптимизировать работу по ранней социализации детей младшего дошкольного возраста. За последние три года охват детей услугами дошкольного образования в рамках деятельности вариативных форм возрос более чем в 4,5 раза (с 14 групп в 2012 году, которые посещали 133 ребенка до 56 групп для 618 детей в 2014 году). Однако еще недостаточного развиваются в муниципальных МДОУ такие формы работы с неорганизованными детьми, как лекотеки и организация центров развития и игровой поддержки, хотя в муниципальных детских садах №№ 2,66,74 не только отработана система деятельности по данному направлению, но и обобщены опыты работы, внесенные в городской и областной банки данных актуального педагогического опыта.

— Приняты федеральные образовательные стандарты. Когда по ним начнут обучаться белгородские школьники?

— С 1 сентября 2014 года все классы начальной школы, а также часть пятых, шестых и седьмых классов будут обучаться в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. С 2015 года в городских школах массово начнется реализация стандарта основного общего образования. В процессе подготовки образовательных учреждений к переходу на новый стандарт основного общего образования особенно ценным представляется тот опыт, который уже накоплен в общеобразовательных учреждениях №№ 9, 10, 22, 32.

— А теперь о тех, кто воспитывает и учит: что собой представляет сегодня белгородский педагогический корпус?

— В настоящее время образовательный процесс в наших учреждениях осуществляет более 4500 педагогов. Радует, что в последние годы в школе все больше закрепляется молодых специалистов. На сегодняшний день их в образовательных учреждениях почти 1000 человек. По всем типам учреждений муниципальное значение показателя «доля педагогов в возрасте до 30 лет» превышает областные планы.

В заключение хочу отметить: залогом успешного решения стоящих перед системой образования задач является объединение усилий всех участников образовательного процесса. Если мы сможем обеспечить юным белгородцам образование высшего качества, возможность развития талантов и способностей — мы сможем быть спокойны за завтрашний день. Сегодня это в наших руках.

— Андрей Александрович, и заключительный аккорд интервью — Ваши поздравления с предстоящим Днем знаний.

— Поздравляю с 1 сентября всех, для кого образование — неотъемлемая часть жизни!

Дорогие учителя! Именно вы делаете обучение праздником и превращаете каждый день длинного учебного года в своего рода открытие. Примите слова благодарности за тот неоценимый вклад, который вы вносите, приобщая новое поколение к сокровищницам человеческого разума и культуры. Благодаря вашему упорному труду, учащиеся год от года демонстрируют рост показателей успеваемости. Многочисленные победы наших школьников на предметных олимпиадах и международных соревнованиях убедительно свидетельствуют о качестве преподавания основных дисциплин и о вашей высокой квалификации.

Дорогие ребята! Желаю вам в наступающем учебном году побольше отличных оценок в дневнике и поменьше сложных заданий. Пусть учеба дается легко, уроки будут интересными, а перемены — веселыми. Желаю, чтобы новый школьный год принес много удивительных открытий и верных друзей. Не бойтесь трудностей, верьте в себя, стремитесь к знаниям — и у вас все получится!

Особые слова поздравлений я адресую самым юным ученикам — первоклассникам и их родителям. Дорогие ребята! Я рад от всей души поздравить вас с первым днем школьной жизни! Для всех вас наступает новый жизненный этап, полный новых впечатлений, важных достижений и побед. Желаю всем вам счастья, крепкого здоровья, успехов в работе и учёбе. Пусть удача и успех сопутствуют вам во всех начинаниях, а творческий поиск и неиссякаемая энергия помогают решать самые сложные задачи.