Права по-новому

Получить водительское удостоверение теперь и сложнее, и дороже

Армейская мудрость «не так страшен танк, как его необученный экипаж» на «гражданке» относится к любому транспортному средству. Этот факт немало озаботил депутатов Государственной Думы. Поразмыслив, они внесли кардинальные изменения в Федеральный закон о безопасности дорожного движения (№ 92-ФЗ от 07.05.2013 г.). В итоге отечественные автошколы постигла реформа.

Сильнодействующее средство

Новые правила обучения водителей и требования к автошколам, которые этим займутся, вступили в законную силу с 12 августа. Они детально изложены в приказе «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (№ 1408 от 26.12.2013 г.), который был подготовлен Министерством образования РФ. В этом объемистом документе, содержащем порядка восьмисот страниц текста, детально изложены программы для обучения граждан по каждой из девяти категорий и шести подкатегорий водительских прав (см. рисунок 1).

Отныне подготовка водителей относится к области профессионального образования, а потому выпускники будут получать диплом, а не свидетельство об окончании автошколы, как это было раньше. О сдачи экзаменов экстерном теперь не может быть и речи. Будущий автомобилист должен не только «откатать часы» с автоинструктором, но и прослушать пространную теоретическую часть.

Базовый курс, рассчитанный на 84 часа занятий вне зависимости от категории прав, включает в себя изучение законов и Правил дорожного движения (ПДД), основ первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП и принципы управления транспортным средством. К слову, всем обучающимся придется прослушать четыре часа лекций по правилам пассажирских и грузовых перевозок, нормам охраны труда, техническому регламенту и лицензированию транспортных организаций. Курс первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП сокращен, по сравнению с былыми временами, в полтора раза — с 24 до 16 часов. Психофизические основы деятельности водителя выделены в отдельный предмет. В ходе его изучения специалисты преподадут этические нормы автомобилиста, правила поведения на дороге с агрессивным водителем, способы решения конфликтных ситуаций и прочее.

Законодательство предписывает обязательную проверку знаний в автошколе, т. е. внутренний экзамен. Затем будущий водитель должен будет сдать экзамен по теории в ГИБДД, после чего его допустят в автошколе к прохождению практической части занятий. Надо отметить, что экзамены становятся сложнее. Скажем, если раньше в тесте по теоретической части допускалось сделать пару ошибок, то теперь экзаменуемый за каждый неверный ответ должен будет ответить на пять дополнительных.

Учиться в автошколе придется отныне дольше. Если раньше для получения прав категории «В» водителя обучали 156 часов (106 час. теория и 50 час. практика), то теперь его буду готовить 190 часов (130 час. теории, 56 час. практики, 4 час. — экзамен).

Самый короткий курс предусмотрен для категории «М» (мопед) — 122 часа (100 час. теории, 18 час. практики и 4 час. на экзамен). Самое длительное обучение на категорию «D» (автобус) — 257 часов. Примечательно, что согласно упомянутому правовому акту теория исчисляется в академических часах (45 мин.), а практика — в астрономических (60 мин.).

Автошкола автошколе — рознь

Нововведения не обошли стороной и сами автошколы. Учить вождению на видавших виды «Москвичах» и «Ладах» преклонного возраста больше не удастся. К материально-технической базе законом предъявлены весьма серьезные требования.

С введением новых программ обучения всем автошколам необходимо будет вновь пройти лицензирование в ГИБДД. Это возможно сделать лишь при выполнении ряда жестких требований.

Для каждой категории прав требуется установить специальный компьютерный тренажёр, выделив на его освоение не менее шести учебных часов. Такие тренажёры обязаны приобрести все автошколы. Стоят они немало — от 140 до 290 тысяч рублей (в зависимости от категории).

В число условий получения автошколой лицензии также входит проведение «внутреннего» компьютерного исследования, в ходе которого каждый ученик будет проходить несколько психологических тестов — по определению типа темперамента, устойчивости к стрессам и т. д. Для этого в штате должен быть квалифицированный специалист, которого нынче не так-то просто сыскать.

В каждом автомобиле, используемом для обучения, должен быть установлен видеорегистратор определенной модели, которая рекомендована ГИБДД.

Что касается количества учеников в группе, то оно ограничено и не может превышать 25 человек. Пропускная способность автошколы должна соответствовать количеству учебных автомобилей, а также количеству и вместимости учебных классов. В итоге «липовые» автошколы, которые ранее могли выпускать за год тысячи водителей при наличии лишь одной машины и минимальной площади для занятий, канут в Лету.А главное при лицензировании — наличие у автошколы собственного автодрома площадью не менее 0,24 гектара, на котором должны быть оборудованы перекресток, «горка», разметка проезжей части и прочее, имеющееся в реальной дорожной сети.

Лишенные необходимого технического оснащения автошколы останутся без лицензии. Стоит ли говорить, в какие суммы выльются им затраты на приобретение нового оборудования и переподготовку кадров. Для желающих получить право на управление транспортным средством это приведет к тому, что стоимость обучения возрастет пропорционально расходам автошкол на упомянутые выше новации. По оценкам экспертов, стоимость занятий может увеличиться в полтора-два раза. Коим образом это отразится на безопасности дорожного движения и количестве дорожно-транспортных происшествий, покажет время.

Ситуацию, связанную с введением новых программ профессионального обучения водителей транспортных средств, мы попросили прокомментировать директора Белгородской автомобильной школы РОСТО (ДОСААФ) Александра Аполевского. Вот что рассказал Александр Владимирович:

— Группу, которая будет обучаться по новой программе, мы начали укомплектовывать с 11 августа. К занятиям она приступит уже в этом месяце, хотя пока окончательно не решен вопрос о размере оплаты. Однозначно можно сказать — обучение несколько подорожает.

Ситуация, надо признаться, для нас непростая. В настоящее время разбираемся с новыми требованиями законодательства. У автошколы ДОСААФ имеется оборудованный автодром и компьютерная техника, но изменилась продолжительность обучения и состав курса, введены новые требования к составу педагогического коллектива. В связи с этим предстоит переработать использовавшиеся ранее учебные программы. Материально-техническая база автошколы ДОСААФ особых вложений не потребует. Предстоит разве что приобрести мотоцикл с емкостью двигателя свыше 300 куб. см. и прицеп к легковому автомобилю. Можно сказать, что каких-либо непреодолимых проблем для нашей автошколы я не вижу.