От провинциального городка — к областному центру
Многовековая история Белгорода содержит множество славных событий и деяний, но отрезок времени в последние шесть десятков лет для нас особенно интересен. Именно шестьдесят лет назад город получил статус областного центра, столицы вновь воссозданного Белогорья и начал приобретать современные черты, знакомые с детства каждому белгородцу.
Началось всё в 1954 году, когда в состав Белгородской области вошли двадцать три района и семь городов Курской области. В дальнейшем образовывались новые административные единицы, укрупнялись и, наоборот, разукрупнялись районы. Первым руководителем области стал Михаил Крахмалев, а областной центр возглавил председатель горисполкома Фёдор Коренев. Небольшой провинциальный городок с тридцатитысячным населением, утопавший в гречишном цвету, стремительно превращался в значимый индустриальный центр. Настроение у белгородцев было на подъёме, перспективы вырисовывались самые радужные — «…через четыре года здесь будет город-сад». Сей эпитет можно применять к Белгороду всегда, не зря и ныне он именуется зелёной столицей, но до развитого промышленно-административного центра было очень далеко.
Генеральный план застройки Белгорода был создан ещё в 1946 году и практически предусматривал строительство только двухэтажными зданиями, а потому безнадёжно устарел. Статус областного центра требовал совершенно нового подхода к обустройству. Белгород в годы войны был почти полностью разрушен, из 79,9 тыс. кв. метров жилплощади к 1954 году восстановили только 46 тысяч, да и то силами в основном силами самих жителей, «путём приспособлений и латаний разрушенных конструкций». Потому и восстановленный жилой фонд был в крайне запущенном состоянии и требовал капремонта, замены кровли в 90 процентах случаев. В городе не было ни одного метра асфальтированных дорого, всего четыре улицы замощены булыжником.
Уже в феврале 1954 года принимается решение о новом плане застройки с повышением этажности с двух до четырёх-пяти этажей, а главную улица города будут отныне застраивать только многоэтажками. На благоустройство города выделяется 3 476 тысяч рублей и ещё 1 437 тысяч рублей от различных ведомств. Главным же достижением в благоустройстве Белгорода в 1954 году стало покрытие асфальтом улицы Ленина, а вот участки на пересечении с улицей Фрунзе остались мощёными булыжником. Расширялись городские границы, в городскую черту должен был войти посёлок Супруновка, только вот разрешение на это проходило через Совет Министров.
В Белгороде полностью отсутствовала база для размещения административных учреждений. К примеру Облфинотдел находился в ведомственных детских яслях котлозавода, а контора Госбанка и областного управления Сберкасс вообще на частных квартирах. УМВД имело одно административное здание в 14 комнат площадью 283 кв. метра и два домика по десять комнат от горсовета. Областное управление милиции служебных площадей не имело вовсе. Требовалось же, для нормальной работы органов внутренних дел, по крайней мере, 250 комнат площадью 5500 кв. метров. Не было и здания прокуратуры, для строительство которого пришлось обращаться к тогдашнему генеральному прокурору СССР Руденко. Всё же на 1955 год решено было построить 12 административных зданий. За основу брались аналогичные типовые проекты, уже осуществлённые в других областях. Для строительства административного здания для областных финансово-банковских учреждений в 1954 году выделили 1 млн. рублей.
Предгорисполкома Фёдор Коренев, или как принято теперь говорить, первый мэр областного центра высказал на X городской парткоференции общее мнение белгородцев — «…с чем можно было мириться до организации области, т. е. в то время, когда город был небольшим районным центром, то теперь уже с этим мириться нельзя. Разве можно терпеть распущенность в антисанитарное состояние городского хозяйства, отсутствие канализации, хорошо действующего водопровода, озеленения, асфальтирования. Нет, этого нельзя терпеть. Разве можно терпеть такое положение, когда на улицах г. Белгорода люди ломают ноги? Разве можно терпеть такое положение, когда на улицах города можно слышать сквернословие, матерщину и всякую похабщину?».
Проблем у городского хозяйства было не счесть. Одной из важнейших оставалось строительство канализации и расширение водопровода, введённого в строй аж в 1870 году и крайне нуждающемся в ремонте, на весь город была одна артезианская скважина с дебетом 115 кубометров воды в час. Не удовлетворяла потребностей населения и предприятий быта и электроснабжение. На городское хозяйство — озеленение, освещение, установка скульптур, композиций выделяется пока миллион рублей, при горсовете решено создать управление коммунального хозяйства и благоустройства, тресты зелёного хозяйства и саночистки, ремонтно-строительный и дорожно-мостовых работ. В начале весны проводится работа по привлечению общественности к работам по благоустройству города, а попросту говоря к участию в воскресниках, тогда ещё была рабочая шестидневка. Рабочие коллективы, инженерно-технические работники, служащие брали обязательства отработать по 50 часов на воскресниках. Эта замечательная патриотическая инициатива долина была помочь городу поскорее изменить своё лицо. Не обходилось и без эксцессов, иногда из-за слабой организации воскресник заканчивался преждевременно, и работникам горкома и горисполкома приходилось самим копать ямы и сажать деревья.
Создаются и продолжают строиться предприятия тяжелой и лёгкой промышленности, один только котлозавод, начавший строиться в 1940 году требовал огромного приложения сил, а ведь ещё были цементный и асбошиферный заводы, шла речь о строительстве слюдяной фабрики, завода металлоконструкций, технологического института. Напомним, на дворе стоял 1954 год.
Ещё одна важнейшая проблема — транспортная. Ни трамваев, не троллейбусов в Белгороде не было. Единственным средством передвижения оставался автотранспорт — шесть автобусов и восемь легковых такси, которых катастрофически не хватало для перевозок населения. Автобусные маршруты пролегали только по улицам Ленина и Буденного, больше никуда добраться общественным транспортом добраться было нельзя. В других частях города проехать нельзя. Уже в апреле 1954 года нужно было открыть шесть новых автобусных маршрутов. Не было в Белгороде ни стоянки такси, и, как не удивительно, бензозаправочного пункта. Выход нашёлся в организации автотреста, которому выделили дополнительно 100 грузовых автомобилей, 10 автобусов ГАЗ 651, 6 автобусов ЗИС 165, 6 такси М-20 и 5 бензовозов. Принято было и решение построить бензозаправку и станцию «Такси». Нужно было организовать пригородные железнодорожные перевозки, да и в Москву как-то добираться. К поезду Харьков-Москва пустили прицепной белгородский вагон.
Начинается строительство областной больницы, городского хлебозавода, других объектов социального значения. Гостиница на 73 места также не обеспечивала нужд молодого облцентра, нужно было сделать хотя бы пристройку к существующему зданию и переоснастить его жёстким и мягким инвентарём.
О культуре разговор особый. В городе имелся один кинотеатр «Челюскин» на 250 мест, в запущенном состоянии и небольшой дом культуры. Уже в 1954 году начинается подготовка проектной документации на строительство областного драматического театра на 800 мест, двухзального кинотеатра на 500 мест и здание областной библиотеки с книгохранилищем на 250 тыс. томов, а также здания областного краеведческого музея и облтипографии. В июле того же года на базе отремонтированного дома культуры планируется открыть драматический театр и уже строится клуб котельного завода на 500 мест. Не забывали и о детях. Пионеров в Белгороде почти пять тысяч, а для занятий в студиях и кружках есть только три небольшие комнатки в том же кинотеатре, значит нужно строить и дом пионеров.
И действительно всё было реализовано в последующие годы. Что-то строилось тогда, что-то в последующие десятилетия, но в итоге столица белгородского края приобрела нынешний вид и получила добрую славу красивого, благоустроенного и благополучного города не только в России, но и далеко за рубежом.
Автор благодарит Государственный архив новейшей истории (ГАНИБО) за предоставленный исторический материал.
Александр Жихов